После первой мировой войны с жильем в Германии стало туго. То есть не только с жильем, но в данном конкретном случае речь про дома. И как это часто бывает, нашлись предприимчивые предприниматели, которым дефицит не был ругательное слово.
Предпринимателей звали «Арон Гирш и сыновья». Семья эта видимо вообще состояла из людей с размахом. Сам Арон, например, еще 1909 году стал директором горнопромышленного общества "Тетюхе", первого предприятия по разработке месторождений цветных металлов ни где-нибудь, а в Приморском крае. Короче, папа очевидно умел держать нос по ветру и никакие дали его не пугали.
Фирма купила патент на производство переносных металлических изолированных стен. Ну а где стены, там и до дома недалеко, понятное дело. Дома были спроектированы нескольких типов, чтобы нескучно жить. И названия моделям дали звонкие, типа: «Медный замок», «Медная сказка». Хотя были имена и понежнее, например «Майское утро» или просто «Весна».
Технически наружные стены и крыши этих жилищ были из меди, изоляция состояла из алюминиевой фольги и асбеста, кровля и внешние детали - из дерева, а внутренние стены - из листового металла с набивным орнаментом. По инструкции собрать такой дом можно было в 24 часа.
Проект удался. В 1931 году на выставке в Париже 6 моделей получили Гран При. И собственно тут и можно было бы успокоясь почивать на лаврах, но Гирш с сыновьями были не таковы.
В 1932 году они наняли не кого-нибудь, а самого Вальтера Гропиуса, учредителя знаменитой школы Баухауз чтобы он довел признанные имеющиеся модели до еще большего ума. Гропиус к этому времени уже развелся с Альмой Шиндлер (музой композитора Густава Малера и не только), так что ум природный ему больше не изменял. Он предложил сделать внешние стены из рифленого медного листа, а внутри - заменить сталь алюминием.
И тут рынок упал, а Гитлер, наоборот, поднялся. Правда не все тогда еще понимали что это за подъем. Но тут речь не о политике, а о дешевом жилье. Переносном.
В первые годы у власти нацисты еще не не имели ясного плана каким образом они собираются избавляться от евреев, поэтому разрешали им уезжать из Германии, если конечно было куда. С имуществом тоже вопрос не был решен окончательно. И первое время можно было вывозить часть имущества если оно было сделано в Германии.
И тут опять в ход пошли медные дома Гирша, сделанные в Германии, а где же еще.
Уже в августе 1933 года был выпущен новый каталог специально для отбывающих в Палестину. Модели стали называться как точки на карте: Хайфа, Тель-Авив, Иерусалим.
11 или 14 медных германских иммигрантов въехали в Палестину примерно между 1933 и 1938 гг. Двое осели в Хайфе. Один - рядом с моим домом, на соседней улице.
В Германии же медных домов не осталось по причине их медности. Металл во время войны стал стратегическим сырьем и владельцы любых медных предметов должны были докладывать о них в соответствующие органы. Есть точка зрения, что хозяева медных домов маскировали их штукатуркой или другим каким-то образом. Но так или иначе, в современной Германии домов этих никто не видел.
Да и что там беречь-то, кроме позеленевшего от времени металлического листа. Красотой здания эти не блещут, и вообще ничем не блещут. Ну кроме вот разве что истории.