.
В последнюю ночь ноября даже атеисты поняли, зачем в центре современного Киева храмы.
Спасаясь от погони, избитые участники студенческого Майдана каким-то чудом сумели добежать от площади вверх, до ворот Михайловского Златоверхого монастыря...
Десять ночей спустя на колокольне Михайловского Златоверхого ударил набат...Киев слышал такое лишь в 1240 году, когда на город наступала Орда…
В последнюю ночь ноября даже атеисты поняли, зачем в центре современного Киева храмы. Спасаясь от погони, избитые участники студенческого Майдана каким-то чудом сумели добежать от площади вверх, до ворот Михайловского Златоверхого монастыря. Монахи - храм принадлежит УПЦ Киевского Патриархата - впустили и спрятали окровавленных людей. Ворваться в храм милиция не решилась.
Десять ночей спустя, когда уже многочисленные палатки и баррикады Майдана в очередной раз оказались под угрозой штурма и площадь обтекали со всех сторон отряды «Беркута» в черных блестящих шлемах, на колокольне Михайловского Златоверхого ударил набат. Он не стихал три часа кряду...
На колокольню, получив благословение епископа Агапита, наместника монастыря, поднялся аспирант православной богословской академии Иван Сидор.
«Вы призвали к протесту?» - спрашиваю напрямик и не по канонам. «Изгоняли зло из тех сердец, где оно могло быть», - отвечает Иван.
Как рассказывали очевидцы, набат услышали (почувствовали?) даже на левом берегу Днепра: вскоре его подхватили церкви, сооруженные в спальных, тяжелых на подъем районах. В многоэтажках зажигались окна, во дворах сигналили «бесколесным» соседям: «Спускайтесь! Надо ехать, беда!» Так ночью в центре собрались сотни тысяч мирных граждан. Кровопролития не произошло.
В Киево-Печерской лавре колокола молчали. Ее наместник, владыка Павел, постоянный член Священного Синода УПЦ Московского патриархата, осудил протест: «Они просто баллы набирают. Это не защитники Отечества, это насмешка над Церковью - такая же, как поедание на Майдане в пост свинины и говядины, жарка шашлыков и варка плова. Рождественский пост - время покаяния и исправления».
Впрочем, болеющий митрополит Владимир накануне предложил свою резиденцию в лавре для переговоров власти и оппозиции. А 15 декабря перед Народным вече, во время уже традиционного экуменического молебна за мир и спокойствие в Украине, впервые рядом с представителями Киевского патриархата, Украинской Греко-католической, Римско-католической и Автокефальной церкви на сцене Майдана оказался протоиерей Георгий Коваленко, глава Синодального информационно-просветительского отдела.
Кардинал Любомир Гузар, человек преклонных лет, признанный моральный авторитет, благословил и ободрил общество и в тот день, когда, казалось, напряжение достигло пика. О том, чтобы подняться по лесенке на бронированную «Тойоту», ставшую передвижной агитплощадкой для лидеров оппозиции, не могло быть и речи. Толпа расступилась, мегафон передали вниз, кардиналу, и поддерживали священника под руки. Голос Любомира Гузара звучал, как обычно: спокойно, с нотой улыбки.
На Майдане, недалеко от памятника Независимости, греко-католики установили походный храм, палатку с крестом наверху и иконами внутри. Сюда можно прийти помолиться вне зависимости от конфессии, если надо найти душевный покой. В подполе патриаршего костела Воскресения Господнего устроен ночлег для 600 митингующих: матрасы, одеяла, сухая одежда, горячий чай. Тоже вне зависимости от конфессии и отношения к религии вообще.
Особая тема - молебны в моменты опасности. Когда пронеслась весть о заминированных станциях метро и - одновременно! - о зачистке Майдана, я видела, как тысячи людей, обнажив головы под снегопадом, напряженно слушают и повторяют на украинском языке: «Ты все видишь, Господи! Укрепи наш дух».
Потом священники разного возраста, не снимая облачения, встали перед первым рядом защитников баррикад.
С одним из них, отцом Павлом (Добрянским), настоятелем храма УПЦ КП в селе Комаривка Макаровского района Киевской области, я побеседовала чуть позже в пресс-центре штаба национального сопротивления.
Священник УПЦ КП отец Павел (Добрянский)
- Православные и автокефальные батюшки и ксендзы молились и не напоминали друг другу больше ни о фундаментальных разногласиях, ни о «спорных» помещениях церквей, ни о соперничестве за паству… Легко это далось?
- Люди на базовом, первичном уровне не разделяют Бога. Конфликт начинается на уровне верхов духовенства. Ведь если завтра в стране возникнет поместная церковь, то им придется делиться властью.
- Не боитесь увеличения влияния католицизма на украинцев под воздействием Майдана?
- Познайте дерево по его плодам. У хорошего дерева - плоды хорошие, у плохого - плохие. Мне не кажется, что это самореклама. Греко-католики своей самоотверженностью и поведением проповедуют сегодня достойные примеры.
- Вы, простые священники, готовы к компромиссам?
- Я с первых дней на Майдане. Еще когда подходил к студентам, многие фыркали: зачем смешивать политику и религию? А потом протестующие сами приняли решение создать духовный комитет. Мы освятили несколько походных часовен вместе с нашими греко-католическими братьями. Римо-католики тут появились чуть позже. Мы объединились даже догматически. Накануне вечером католические священники отказались в конце службы не произносить догмат о непорочном зачатии Девы Марии, даже некоторая агрессия возникла. Но на молитву в ночь штурма и те, кто настаивал, и те, кто возражал, вышли вместе, с братскими слезами и любовью обняли друг друга и читали тропарь «Спаси, Господи, людей твоих».
Потом мне позвонил знакомый священник из Крыма и сказал, что они с матушкой тоже до утра молились, чтобы «Беркут» не поднял меч на свой народ. А я ему рассказал, как на баррикаде обращался к спецназу со словами Писания: «Кто душу за ближнего положит, то нет большего благословения!» И ничего плохого не произошло. Прежде «Беркут» очень вызывающе вел себя по отношению к священникам: в грудь толкали, обещали кресты сорвать…
- Для верующего человека жизнь - высшая ценность, потому что она подарена Богом. А имеет ли ценность власть? За нее имеет смысл самоотверженно бороться?
- Власть - безусловно, ценность, которая ограничивает стихийную природу человека. Если взять библейскую историю, то первой властью была теократия, когда пророк, непосредственно руководствуясь гласом Божьим, подавал знаки обществу. Но иудейский народ оказался к этому не готов и потому попросил себе царя. Бог тогда сказал пророку: «Это не тебя отвергли, а меня». Власть и закон настолько же необходимы, чтобы наша жизнь не посыпалась, насколько христианству нужен Ветхий Завет. Однако посмотрите: на Майдане большинство людей стоит не по принуждению, не по чужой воле, а по велению души, и это уже Новый Завет. Если бы по принуждению, то был бы Ветхий…
- И Януковича, и оппозицию обвиняют в излишней жесткости, непримиримости, в готовности приносить жертвы. Ради поставленной цели можно пролить кровь?
- Если стоять на позициях макиавеллизма - да. Но сам Христос, сказав «Кесарю - кесарево». Он ведь не говорил, что земные правители не нужны! Не нарушил ни одного ни человеческого, ни духовного закона. Зато на призыв апостола Павла вынуть меч, чтобы защитить себя, ответил: «Взявший меч от меча и погибнет». И по тем, кто проводил неправдивую агитацию, как некоторые российские средства массовой информации, рано или поздно их же меч и ударит. И по Московскому патриархату, который в вопросах пропаганды действует гармонично с властью.
- Представителей УПЦ МП, судя по всему, вы пока не готовы назвать, как католиков, братьями…
- Отдельные священники Московского патриархата пришли на Майдан, чтобы разделить с людьми их судьбу. Они тоже видят Украинскую православную церковь независимой и поместной.
Ольга Мусафирова, "Новая газета" (Россия)
.