ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ - АВИАТОР
У истоков русской военной авиации стоит имя Вел. князя Александра Михайловича.
24 года жизни он прослужил во флоте, еще в 1895 г. представил Николаю II программу усиления флота на Тихом океане, в которой предсказал русско-японскую войну.
После несчастья под Порт-Артуром создал и возглавил Особый комитет по восстановлению морского флота на добровольные пожертвования. На собранные средства было построено 19 крейсеров, 4 подводные лодки. Полет Блерио над Ламаншем побудил Вел.князя в начале 1910 г. предложить израсходовать оставшиеся средства на закупку аэропланов.
Вот что сообщили об этом «Биржевые ведомости»:
«Сегодня, в 8 часов вечера, состоится заседание общего собрания императорского общества судоходства для обсуждения обращения его председателя и высочайше учрежденного комитета по усилению военного флота Вел.кн. Александра Михайловича ко всем жертвователям на эту цель: «Не признают ли они соответствующим нуждам нашей родины использовать в настоящее время имеющиеся в распоряжении комитета суммы на создание русского воздушного флота».
Предложение было единодушно поддержано, и Вел.князь выступил в печати с призывом жертвовать на создание Добровольного воздушного флота. В Особом комитете 30 января 1910г. был создан Отдел воздушного флота - ОВФ. Эту дату считают датой рождения отечественных Военно-Воздушных Сил.
А это строки из «Книги воспоминаний» Вел. князя:
«...Военный министр ген. Сухомлинов затрясся от смеха, когда я заговорил с ним об аэропланах. -Я вас правильно понял, Ваше Высочество,- спросил он меня между двумя приступами смеха: - вы собиpaeтесь применить эти игрушки Блерио в нашей армии? ...
- Не беспокойтесь, ваше превосходительство. Я у вас прошу только дать мне несколько офицеров, которые поедут со мною в Париж, где их научать летать у Блерио и Вуазена. Что же касается дальнейшего, то хорошо смеется тот, кто смеется последним.
Государь дал мне разрешение на командировку в Париж избранных мною офицеров...».
В марте 1910 г. был командирован отряд офицеров во Францию для обучения полетам. Они на фото в заголовке поста: 1) кап. Л.М. Мациевич; 2) штабс-кап. Б. Матыевич-Мацеевич; 3) кап. М.М. Зеленский; 4) кап. С.А. Ульянин; 5) лейт. Г. Пиотровский; 6) пор. М.С. Комаров.
Возвратясь в Россию, они стали первыми инструкторами и начали обучать полетам на аэропланах русских офицеров.
ПЕРВЫЙ ВОЕННЫЙ АЭРОДРОМ
На юго-западной окраине Гатчины невдалеке от дворца находится обширное и ровное поле. С начала XIX в. оно называлось "военным", так как принадлежало Лейб-гвардии Кирасирскому полку. Летом здесь звучали сигналы горнистов и стояло облако пыли от лошадиных копыт во время полковых маневров.
В мае 1909 г. инженерное ведомство получило от военного министерства разрешение заниматься здесь испытаниями аппаратов тяжелее воздуха.
Поле было достаточно широкое, позволяло ориентировать взлетно-посадочную полосу по «розе ветров»; поблизости имелись ж/д станция и воздухоплавательный полигон в дер. Сализи. 11 октября 1909 г. здесь состоялись демонстрационные полеты французского авиатора Жоржа Леганье.
23 апреля 1910 г. ген. А. Кованько назначил штабс-капитана Г.Г. Горшкова заведующим Гатчинским аэродромом и выделил ему десять нижних чинов, знакомых с устройством аэропланов и обращением с моторами. Уже 15 мая Горшков доложил о готовности военного аэродрома к постоянным полетам.
Архивные материалы позволяют составить представление о самом аэродроме тех лет.
Кроме ангаров на 10-12 самолетов на окраине аэродрома вырос небольшой городок с мастерскими, бензохранилищем, метеостанцией. Взлетно-посадочная полоса пролегала вдоль Балтийской железной дороги, но был возможен взлет на Егерскую слободу и в других направлениях.
Официально аэродром был открыт 26 марта 1911 г.
ГАТЧИНСКИЕ АВИАШКОЛЫ
Гатчинская авиашкола была создана 3 мая 1910 г. Официально она именовалась авиационным отделом Офицерской воздухоплавательной школы, а с 19 июля 1914 г. - Военно-авиационной школой.
Штат авиационного отдела состоял из 6 офицеров, 2 классных чинов, 50 строевых нижних чинов и 19 нестроевых. Начальником отдела был подполковник С.А. Ульянин, инструкторами - Г.Г. Горшков, С.А. Ульянин и прибывший из Севастополя поручик Е.В. Руднев.
С.А. Ульянин
Г.Г. Горшков
Е.В. Руднев
Первый выпуск школы состоялся в августе 1910г.
Первый выпуск русских летчиков на приеме у Императора Николая II
За 1910-1916 гг. в ней было подготовлено 342 лётчика (269 офицеров и 73 нижних чинов). В 1917 г. после февральской революции занятия в школе продолжались, но с перерывами в снабжении самолётами, моторами, запчастями и ГСМ. Последним выпуском школы был 14-й набор; 15-й и 16-й наборы школу уже не закончили.
В 1910 г. в Гатчине открылась первая частная авиашкола С.С. Щетинина «Гамаюн», а в 1911 г. - школа Первого Российского товарищества воздухоплавания- ПРТВ. В эти школы принимали всех желающих, как военных, так и гражданских лиц, в том числе, женщин. Первыми русскими авиатриссами стали их выпускницы Л.В. Зверева, Е. Анатра, Л.А. Галанчикова, княгиня Е. Шаховская.
В 1911 г. в Офицерскую воздухоплавательную школу прибыл Петр Николаевич Нестеров. После ее окончания он был направлен в гатчинский авиаотдел, где 5 октября 1912 г. сдал экзамен на военного летчика. Командование и коллеги обратили внимание на его смелость и незаурядные способности в технике пилотирования. Близкие друзья знали, что он вынашивает идею "мертвой петли", реализовать которую в условиях авиационного отдела не представлялось возможным. Всякое новаторство и творчество здесь пресекались.
Весной 1913 г. Нестерова направили в авиароту в Киев. Там он детально разработал план осуществления дерзновенного замысла. Сохранилась его собственноручная схема "мертвой петли", где точно проставлены необходимая расчетная высота (800-1000 м.), траектория пикирования без мотора (до высоты 600-700 м) и другие элементы новой фигуры. И вот наступил исторический день, о котором газета "Киевлянин" писала: "27 августа 1913 г. на Сырецком аэродроме в Киеве совершился знаменательный факт в области авиации: военный летчик поручик Нестеров на "Ньюпоре", постройки русского завода "Дукс", сделал "мертвую петлю".
Нестеров погиб 26.08.1914 г., впервые применив воздушный таран и сбив австрийский самолёт. В Гатчине на доме № 16 по ул. Люцевской (Чкалова), где он жил, установлена мемориальная доска с надписью: "В этом доме в 1912 г. жил выдающийся русский летчик Петр Николаевич Нестеров, основоположник высшего пилотажа и творец первого в истории авиации воздушного тарана".
А.И.КУПРИН О ПОЛЕТАХ
«Из Гатчинской авиационной школы вышло очень много превосходных летчиков, отличных инструкторов и отважных бойцов за Родину. И вместе с тем вряд ли можно было найти на всем пространстве неизмеримой Российской империи аэродром, менее приспособленный для целей авиации и более богатый несчастными случаями и человеческими жертвами...» .
Это очерк А.И.Куприна “Потерянное сердце”.
Замечательный писатель, гатчинец Александр Иванович Куприн часто бывал на аэродроме, дружил с лётчиками и неоднократно поднимался в воздух. Очень рекомендую прочесть его рассказы
"Люди-птицы" и
"Мой полет" .
ЧТО БЫЛО ПОТОМ
1 апреля 1918 г. Гатчинская авиашкола получила название «Социалистическая авиашкола рабоче-крестьянского красного воздушного флота». Вскоре ее эвакуировали в Самару.
На аэродроме разместились части ВВС РККА. В их числе знаменитая 1-я Краснознаменная истребительная авиационная эскадрилья, в которой служил В.П. Чкалов в 1926 -1928 гг. 27 июля 1927 г. состоялись соревнования, где Чкалов блестнул летным мастерством.
Группа летчиков истребительной эскадрильи, второй справа В.П. Чкалов. 1927 г.
После войны сюда перебазировали 26-й гвардейском истребительный полк, где одно время служил будущий космонавт-2 Герман Титов.
С конца 70-х годов здесь развернулось жилищное строительство. Новый микрорайон называется по-старинке «Аэродромом».
В 2003 г. на бывшей взлетной полосе поставлен памятник- истребитель МиГ-21(фото начала марта 2010 г.).