В стране чужой, где замки над обрывом ревниво берегут сны отошедших дней

Oct 11, 2016 22:33




КАРТИНКИ ОСЕННЕЙ СИГУЛДЫ
Сигулда - обязательный пункт туристической программы в Латвии. Покрытые лиственным лесом отроги песчаника с руинами замков крестоносцев Зегевольд, Кремен и Трейден, петляющая внизу агатовая лента Гауи - еще в позапрошлом веке с легкой руки вице-губернатора кн. Николая Кропоткина места эти стали называть «лифляндской Швейцарией». А вот слова русского писателя Леонида Андреева, сказанные в начале ХХ в.: «Будучи в Москве, я неоднократно слышал восторженные отзывы о красотах этой местности… Еще более пришлось слышать в самой Риге, а советы побывать в «Швейцарии» носили уже характер императивов: обязательно, стыдно не побывать».
Современный блогер выразился еще категоричнее: «Ежеосенняя прогулка по Сигулде так же необходима для гигиены персональной ауры, как ежедневная чистка зубов - для гигиены полости рта».

И как после этого не приехать сюда?! Вот фоторассказ об однодневной поездке в Сигулду в середине сентября, с минимальными историческими экскурсами. Осень еще не успела достичь своего золотого стандарта. Но акварельно-прозрачный воздух, игра света и тени, солнечные блики на колдовской темно-бурой воде Гауи присутствовали в избытке. О влиянии здешних пейзажей на состояние персональной ауры судить читателю.

Зегевольд или Старый замок Сигулды (построен в 1207-1209 гг.).






Это всё, что осталось от форпоста Ордена Меченосцев.
После их разгрома в битве при Сауле (1236) замок перешел во владение Ливонского Ордена. Был взят Вел. князем литовским Ольгердом (1345), подвергся сильнейшим повреждениям в шведско-польскую войну 1600-1629 гг. и окончательно разрушен в годы Северной войны. До наших дней дошли надвратная башня, остатки северной башни и фрагменты стен замковой капеллы.








Захватывающий вид открывается отсюда на долину Гауи, Турайду («Сад богов» - с древнего языка ливов) и заново построенный замок Трейден. До него около 3 км. по прямой.


Рядом со Старым находится Новый замок Сигулды, усадебный дом поместья князей Кропоткиных в неоготическом стиле (1878-1881, арх. Я. Меньгелис).




Владелица Сигулдского имения Ольга фон Борх (1847-1898) вышла в 1866 г. замуж за кн. Дмитрия Николаевича Кропоткина (1837-1879), генерал-лейтенанта, харьковского губернатора. Так замок стал владением князей Кропоткиных. В 1879 г. Д.Н. Кропоткин был убит в Харькове террористом-народовольцем.

Род князей Кропоткиных очень древний и восходит к Рюрику. Фон Борхи являются немецкой ветвью итальянских Борджиа. Потомку двух легендарных родов, князю Николаю Дмитриевичу Кропоткину (1872-1937) Сигулда обязана своей славой элитного курорта. Он построил вокзал, Новый замок, ухоженные дорожки в горах, ресторан, уютные отели, 900-метровую санную и бобслейную трассу и даже завез из России 3000 зайцев, чтобы отдыхающим было на кого поохотиться. Наконец, он был президентом Балтийского автомобильного и аэроклуба.

А это летний дворец фон Борхов - длинное деревянное здание в стиле классицизма (конец XVIII в.).


Памятник перед ним, похожий на дедушку Лукича, установлен латвийскому филологу Атису Кронвалдсу (умер в возрасте 37 лет).

Рядом с замками находится лютеранская церковь Св. Бертольда (XVII-XVIII вв.).




В ней интересная выставка мозаик из пуговиц, автор Валдис Атал.





С открытой веранды Нового замка прекрасный вид на правый берег Гауи и усадебный дом князей Ливенов.


Видите крохотный желто-полосатый вагончик слева? Это канатная дорога, единственная в странах Балтии. Туда-то мы сейчас и направимся.

Вот так этот вагончик выглядит вблизи.


Канатка проложена над долиной Гауи и связывает Сигулду с Кримулдой, что на правом берегу реки. Ее длина 1 км., высота 25 м. Атмосферное удовольствие пассажирам гарантировано.


Поехали. Виды на долину Гауи и шоссе.




Мост постройки 1950-х гг., сейчас находится в состоянии ремонта.


Ребенок явно доволен


(он не видит, как наш вагончик выглядит снизу).


А вот и конечная станция канатки.


Кримулда - одно из самых известных исторических мест Латвии. Древние ливы жили в здешнем городище Кубеселес еще до прихода крестоносцев. Последние, как и повсюду в Латвии, возвели тут в 1255 г. замок Кремен с целью контроля над окружающими районами. Он был полностью разрушен в польско-шведской войне в 1601 г.

В 1817 г. земли Кримулды выкупил светлейший князь Иван Андреевич (Иоганн Георг) Ливен (1775-1848), генерал-лейтенант РИА. Его портрет кисти Дж. Доу находится в Военной галерее Зимнего дворца.
Род Ливенов происходит от жившего в XII в. ливского вождя Каупо, первым принявшего христианство в Лифляндии. Графиня Шарлотта Ливен, как воспитательница дочерей императора Павла I, была возведена в княжеское достоинство, ее потомки получили титул светлейших князей.
Здесь было заложено обширное поместье с парком, который разросся и сохранился до наших дней. Усадебный дом в стиле классицизма был возведен в 1822 г. и дошел да нас, хотя и перестроенном виде.




В июле 1862 г. Кримулду посетил Александр II с супругой и свитой. В честь этого визита через Гаую был построен деревянный мост и проложена серпантинная дорога, ныне восстановленная.
В Кримулде сохранились исторические хозяйственные постройки разных эпох - каретный двор (1897), конюшня (1893) и другие здания.






В советские времена в Кримулдском поместье размещался санаторий, сейчас здесь реабилитационный центр. Последняя новость, не слишком радующая - историческое имение и бизнес продаются, подробности
ЗДЕСЬ.
Руины замка Кремен.


По серпантинной дороге отсюда можно спуститься к берегу Гауи. Здесь многочисленные выходы красных девонских песчаников, на которых свыше двух веков оставляют автографы туристы. Через 700 м. - пещера Гутмана, самая крупная в Балтии (глубина 19 м., ширина 12, высота достигает 10). В пещере родник с чистейшей водой.


Стены пещеры исчерчены надписями наподобие Zdjes byl Vasja... иные из них датируются XIX в. и стали своеобразным артефактом. Музыкант в пещере Гутмана.


Отсюда недалеко до Турайды (предмет отдельного рассказа). А можно вернуться в Сигулду по пешеходной дорожке вдоль шоссе, перейдя мост через Гаую. Такой маршрут делает совершенно необходимой в данном рассказе одну вставную новеллу.

СМЕРТЬ ПОЭТА В ВОДАХ ГАУИ


Эта непредсказуемая извилистая река с крутым нравом и темной водой течет по равнине, но причислена к категории рек горных. По причине резких перепадов глубины, чередования медленного и очень быстрого течения, перекатов, порогов, зыбучих придонных песков и источников, топляка и коряг. «Там, где сегодня на Гауе брод, завтра может быть омут», - говорят местные.

8 июля 1901 г. на ее берег пришел 23-летний петербургский поэт Иван Коневской (настоящее имя - Иван Иванович Ореус; 1877-1901). Он только что окончил курс университета и поехал в небольшое путешествие по Прибалтийским губерниям. Едва выехав из Риги, вспомнил, что забыл в гостинице паспорт и сошел на станции Зегевольд (Сигулда), чтобы дождаться встречного поезда. День был жаркий. Коневской стал купаться и… утонул.


Его тело было найдено через несколько дней и предано земле местным лютеранским пастором. Только после усиленных розысков отцу удалось узнать о судьбе единственного сына. Аккуратность местных властей сберегла всё оставшееся от неизвестного покойника: одежду, вещи, бумаги. По этим признакам его и опознали.
Останки Коневского были вторично преданы земле. Православного кладбища в Зегеволде не оказалось. «Тело Коневского было положено в лесу, прекрасно содержимом, - говорится в его посмертном сборнике. - Коневской любил лес, любил ветер; лесу и ветру посвящено у него немало задушевных стихов. И его хоронили в лесу и, при чудной, ясной погоде, бушевал сильный ветер. Скромная могила осенена кленом, вязом и березой…».

Род Ореусов - шведского происхождения, на протяжении нескольких поколений Ореусы находились на русской государственной службе в весьма высоких чинах. Иван выбрал себе псевдоним от названия монашеского острова Коневец. Под именем Иван Коневской он и остался в истории русской поэзии.

Сегодня это имя мало кому известно. Когда-то его даже сравнивали с Артюром Рембо. Уже позже перечитывая его стихи, нашел я такие строки, увы, оказавшиеся пророческими.

И плавал он в сверкающих волнах,
И говорил: вода - моя стихия!
Ныряя в зыби, в хляби те глухие,
Как тешился он в мутных глубинах!

Могила Коневского стала местом паломничества многих русских поэтов. Самым близким его другом был Валерий Брюсов. Вот отрывок из его стихотворения «На могиле Ивана Коневского»:

И здесь, в стране чужой, где замки над обрывом
Ревниво берегут сны отошедших дней,
Где бурная река крутит своим разливом
Ряды поверженных, воде врученных пней;
Где старые дубы и сумрачные вязы,
Как в годы рыцарей, стоят глухой стеной;
Где ночью, в синеве, всемирные алмазы
Спокойно бодрствуют над юной вновь страной,
Ты мой заслышал зов, такой же, как и прежде!
Я радостно воззвал, и ты шепнул: «Живи!
Дыши огнем небес, верь песне и надежде,
И тело сильное опять отдай любви!»
Ты мне сказал: «Я здесь, один в лесу зелёном,
Но помню и сквозь сон мощь бури, солнца, рек,
И ветер надо мной, играя тихим клёном,
Поет мне, что земля - жива, жива вовек!» ...

Найти могилу Ивана Коневского в Сигулде мы не смогли. Даже получить информацию, сохранилась ли она.
Буду очень благодарен друзьям из Латвии за любые подсказки.

Приведу здесь только одно стихотворение Ивана Коневского «В роды и роды», редко цитируемое. Говорят, что оно оказало сильное влияние на Блока (цикл «На поле Куликовом»).

Где вы, колена с соколиным оком,
Которым проницалась даль небес,-
Те, что носились в пламени глубоком
Степей, как бес?

Махал над ними смуглыми крылами
Он, бес лихой полуденной поры.
Раскидывал над тягостными днями
Их он шатры.

И ночь сходила, лунная, нагая.
А все кругом - куда ни взглянешь - даль.               
И свалятся в пески, изнемогая...
Луна как сталь!

Хоть не было конца пути степному,
Порой им зрелась в воздухе мета.
И стлалась ширь, и к мареву цветному
Влеклась мечта.

С коней срываясь, приникали ухом
Они к земле, дрожавшей под конем.
И внятен был им, как подземным духам,
Рок день за днем.

Им слышалось нашествие незримых
Дружин за гранью глади голубой.
Так снова в стремена! Необоримых
Зовем на бой!

Сходились в полдень призрачные рати.
Далече разносился бранный гром.
А к вечеру уж нет безумных братий:
Уж - за бугром!

Яснее дня был взор их соколиный,
И не напрасно воля их звала.
Примчалися ли буйною былиной
Во град из злата и стекла?

Основные источники:
БЛОК И ИВАН КОНЕВСКОЙ. Статья В.Я. Мордерер . ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО. Александр Блок. Новые материалы и исследования
Книга четвертая. Изд-во «Наука», М. 1987 г.
«Символисты и другие. Статьи. Разыскания. Публикации». Автор: Лавров Александр Васильевич, М. 2015 г.

Авторские фото - сентябрь 2016 г.
Up