Святой Киприан и пираты Ладожского озера

Jul 07, 2015 20:43

НАДКОПАНЬЕ - ЗАГУБЬЕ - СТОРОЖНО



ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Долгожданный очередной отпуск был потрачен на переезд, и вот, почти два месяца, как мы на новой квартире. Народная мудрость приравнивает один переезд к половине пожара, мы эту «половину» разгребаем до сих пор, и, кажется, коробкам и мешкам конца не будет никогда.

Доблестный Ростелеком полтора месяца подключал услугу интернет. От избытка зомбоящика и отсутствия ЖЖ-общения. потянуло на чтение житий святых. Собственно, это было излюбленным занятием далеких предков на Руси. И вот тут меня ожидало маленькое открытие: преподобный Киприан Стороженский.

Жизнеописания иных святых дадут фору приключенческому роману. Св. Киприан - раскаявшийся пират. За водными разбойниками не нужно отправляться в Карибское море, такая форма перераспределения товарно-денежных ценностей в эпоху первоначального накопления капитала, как пиратство, процветала в сотне километров от нынешнего Петербурга.
Основанный бывшим пиратом Никольский храм в селе Сто́рожно на Ладоге сохранился до наших дней, сейчас там восстанавливается Николо-Стороженский монастырь. Самому святому в селе Надкопанье даже установлен памятник.

Спешу поделиться впечатлениями от оперативно совершенной поездки по свято-киприановским местам: в Сто́рожно через Надкопа́нье и За́губье. Туристы сюда заглядывают нечасто, названия эти найдешь не на каждой карте, посему привожу схему маршрута.



КУДЕЯР ВОСТОЧНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ



В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть рассказ о разбойнике Кудеяре, который осознал свои ошибки и подался в монахи отмаливать прегрешения. Этот рассказ стал песней «12 разбойников», входившей в репертуар Ф.И.Шаляпина:

Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр - атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан...

Как сказал один умный человек, если разложить русский характер на составляющие, то на одном конце окажется разбойник, на другом - инок. Переход между этими состояниями может быть очень кратким.

Совесть злодея осилила,
Шайку свою распустил,
Роздал на церкви имущество,
Нож под ракитой зарыл.

Кудеяр (тюрк. Xudāyār, «возлюбленный Богом») является легендарным персонажем русского фольклора с XVI в. По одной версии раскаявшийся душегуб был сыном Василия III и его жены Соломонии, рожденным после ее ссылки в монастырь за неплодие, то есть старшим братом Иоанна Грозного.

Св. Киприана в миру звали Козьма [1]. В отличие от легендарного собрата он был атаманом крупной шайки, грабившей купеческие суда, слыл в свое время главным авторитетом среди ладожских пиратов и наводил ужас на всю округу.
У восточного берега Ладожского озера недалеко от места нынешнего пос. Свирица с древних времен был торговый пункт Великого Новгорода. Здесь собираются в единое русло три большие реки - Свирь, Оять и Паша, поэтому в купеческих судах недостатка не было. Они шли сюда по просторам Ладоги из устья Волхова.

Как говорят, новгородцы даже оборудовали специальный острожек, где судовладельцы за хорошие деньги могли нанять группы сопровождения из вооруженных до зубов добрых молодцев. Иные купцы хотели сэкономить. Их судьба чаще всего была плачевна - многочисленные пираты на легких соймах догоняли суда и брали на абордаж, а корабельщиков топили.

К концу XV века в результате процессов слияния и поглощения мелкие пиратские сявки исчезли. Лидерство захватили две конкурирующие бригады. К северу от Свири на Андрусовском полуострове и его продолжении - острове Сала (фин. salо - дебри) базировалась одна из них. К югу совсем рядом с устьем Свири на Стороженском мысу обитала другая, ее главой и был Козьма. Сальская и стороженская братва в промежутках между грабежами устраивали разборки друг с другом.

Однажды сальские к своей досаде обнаружили, что рядом с их малиной поселились монахи-пустынники. Их возглавлял позже причисленный к лику святых Адриан Ондрусовский. В миру его звали Андрей, был он царедворцем Вел. князя Иоанна III Васильевича, а жизнь его кардинально изменилась после встречи с величайшим русским святым, «новозаветным Авраамом» Александром Свирским. Он оставил богатое имение и по благословению прп. Александра Свирского удалился на Валаам, а затем в уединенное место рядом с логовом ладожских пиратов.

Пахан сальских предупредил иноков, чтобы убирались по-хорошему. Скорбно было Адриану расстаться с местом, где благословил ему жить великий наставник. Не имея денег для выкупа, он умолял пирата отдать полуостров мирным труженикам, обещая молиться за него и увещевая бросить богомерзкое неправое дело. Долго взывал к жестокосердному грешнику преподобный, пока тот все-таки не смягчился, сказав: «Живите».

Вскоре в ходе очередной разборки гонитель Адрианов был захвачен стороженской ОПГ. Его привязали к лодке, и началась молодецкая забава. - Сейчас, брателло, мы тебя кончать будем... Вначале глаза выколем, потом руки-ноги отрубим, а там, как пойдет, - среди хохота хмельной оргии то один стороженский пацан ножом ткнет, то другой полосанет... кровь течет, и уже теряющий сознание атаман взмолился Адриану о помощи.

Это, конечно, авторская реконструкция имевшей место сцены, историческая хроника боле скупа: «Однажды оба сопѣрника, разъезжая съ шайками своими для промысла, встретились - и страшная битва закипела между враждующими. Счастіе изменило жителямъ острова Сало: они были побеждены; предводитель ихъ взатъ въ плѣнъ и скованный брошѣнъ въ ладьи врага своего».
Как бы то ни было, пленник вдруг увидел перед собой самого Адриана, который незамеченным прошел посреди пьяной братвы, снял с него оковы, вывел в лес, а затем исчез. Утром пришедший в себя разбойник направился к монахам, чтобы отблагодарить Адриана. Оказалось, что тот никуда не отлучался из обители, всю ночь проведя на общей молитве. Атаман сальских в итоге постригся в монахи и окончил свою жизнь в тихом покаянии.

Через некоторое время обитель иноков заняли стороженские. Их лидер Козьма был предельно краток и лаконичен, дав Адриану с братией полчаса на сборы, в противном случае угрожая порешить их всех своею же рукой.

Ответ Адриана поразил пирата.
- Я монах, и смерть для меня подарок. А ты лучше подумай о своей смерти, которая очень близка.

Что-то дрогнуло в душе Козьмы, и он, в свою очередь, пощадил пустынников. Очень скоро стороженская братва попала на Ладоге в страшный шторм (высота волны здесь достигает 6 м.). Пиратские суденышки были разбиты в щепу, и Козьма взмолился Всевышнему, дав обет, что если спасется - завяжет со своим ремеслом и построит монастырь.
Ему было суждено спастись, и Адриан Ондрусовский лично постриг его в монахи. И стал пахан пиратов Козьма смиренным иноком Киприаном, и основал на месте бандитской малины на Стороженском мысу монашескую обитель.

Пришло время, и с помощью двух новгородских строителей закончил Киприан строительство храма. Освятили его в честь покровителя мореходов Святителя Николая.
А вскоре сподобился раскаявшийся пират принять и мученическую кончину. Убили его вчерашние подельники. Киприан был причислен к лику святых, и могила его стала одним из почитаемых мест на Ладоге. Особенно купцы любили сюда совершать паломничество. Приедут, помолятся, а потом распишутся на воротах: «Здесь был, молился и получил по молитве просимое купец такой-то, дата такая-то».


Икона свт. Николая и прп. Киприана .

Стороженский Никольский мужской монастырь просуществовал несколько веков. Он упомянут в Писцовой книге Обонежской пятины 1582-83 гг., являлся укрепленным сторожевым пунктом в противостоянии со шведами. По указам царей Федора Иоанновича (1587) и Бориса Годунова (1598) он был освобожден от податей.
В середине XVIII в. при монастыре имелись хлебные амбары, гумно с ригой, ветряная мельница, коровы, овцы и лошади. Насельники, их было около 50, «питались от трудов своих». По указу Екатерины II от 1764 г. «О духовных штатах» монастырь был упразднен, братия переведена в Александро-Свирский монастырь. Построенная прп. Киприаном церковь стала приходской.

НАДКОПАНЬЕ
Чтобы попасть в первую точку нашего путешествия, нужно ехать из СПб по Мурманскому шоссе, оно же трасса М18 «Кола», около 180 км до села Паша. На самой трассе особо примечательного нет, здесь торгуют свежекопченым дальневосточным терпугом, и наблюдается избыток девиц специфической внешности.

Перед мостом в с. Паша нужно свернуть налево на региональную дорогу Н39 Паша - Свирица - Загубье. Через 3 км. вы попадете в Надкопанье. И вот тут начнутся чудеса: в крохотном селе (85 чел.) среди деревянных домишек стоит громадный каменный храм, который мог бы стать украшением любого города.






Прихожан у входа в храм встречает сам прп. Киприан Стороженский. Трехметровый памятник ему (фото в начале поста) был установлен в 2010 г.



Надкопанье известно с XVI в. Это небольшое село расположилось у левого берега полноводной реки Паша, там, где из нее вытекает речка Косопаша.



Именовалось оно также Христорождественским Пашским погостом. Величественный собор в честь Рождества Христова, был построен в 1820-х гг. по проекту архитектора Авраама Мельникова (1784 -1854). В нем было целых 5 приделов, в том числе, с редким посвящением свт. Ионе, архиепископу Новгородскому. При храме было приходское училище, в деревнях работали передвижные школы, в престольные праздники здесь шумели многолюдные ярмарки.

При советах адепты столь востребованного ныне тов. Дзержинского отвезли священников и причт на Левашовскую пустошь и расстреляли. После войны храм использовался под картофелехранилище и склады колхоза «Красный Май». В 1970-х гг. разруху довершил ряд пожаров.

Восстановление храма началось в 1996 г., через год состоялось первое богослужение. В 2001 г. провели расчистку территории от двухметрового борщевика, в ходе которой обнаружились надгробья старого кладбища. Стараниями настоятеля храма о. Антония (Кузнецова) началось изучение истории погоста и местных дворянских родов, был восстановлен ряд исторических могил.






В часовне на фото справа установлен памятный крест ген.-лейтенанту Федору Ивановичу Апрелеву (1763/64-1831). Он участвовал в возведении и благоукрашении храма и был в нем похоронен.
Федор Иванович с 1792 г. возглавлял Литейный двор и Арсенал в Петербурге. Император Павел I оценил таланты незаурядного офицера, который к тому же изобрел прибор для заделывания раковин в стволах орудий: наградил его имением и произвел в чин ген.-майора.

К концу жизни ген.-лейтенант Ф.И. Апрелев состоял помощником ген.-фельдцейхмейстера Вел. Князя Михаила Павловича по управлению всей артиллерией. А.А. Аракчеев (1769-1834) был его сослуживцем, ближайшим другом и даже восприемником детей.

У южной стены храма место упокоения родовитых дворян Мордвиновых, богатых землевладельцев, государственных деятелей и прихожан храма.



Новоладожский капитан, заседатель уездного суда Яков Яковлевич Мордвинов (1729 - 1799) в течение 10 лет являлся ктитором храма. Он был в некотором роде первооткрывателем Ладоги, обойдя это крупнейшее озеро Европы на сойме (двухмачтовом парусно-гребном судне) за 8 лет до знаменитого путешествия академика Н.Я. Озерецковского. Сохранились записки о его путешествиях «Журнал о походах в Соловки и на Валаам острова в 1744, 1752, 1764, 1777 и 1784 годах».

К приходу храма Рождества Христова в Надкопанье ныне приписан возрождающийся Николо-Стороженский монастырь.

Кажется, что небесный покровитель восточного Приладожья здесь какой-то совсем свой, «домашний» святой.



ЗАГУБЬЕ
Далее едем до д. Кондратьево (начало пос. Свирица) и после моста через Староладожский канал сворачиваем налево. Через 10 км. доезжаем до Загубья. Когда-то это было большое и богатое купеческое село, в местных лавках можно было купить всё, «от Атлантической селёдки до Китайского фарфора». Сегодня оно производит впечатление места архаичного и слабо затронутого цивилизацией.



Загубье стоит сразу на двух каналах, проходящих вдоль южного берега Ладожского озера: Староладожском (сер. XVIII в.) и Новоладожском (XIX в.). На Ладоге бывают шторма, не уступающие морским, на каналах судоходство безопасно в любую погоду - это основная причина их постройки. «Новый» канал судоходен и в наши дни, а главной местной достопримечательностью является разводной понтонный мост.



Село Загубьe - ближайшее к Сторожно, и мост этот нам всяко не миновать. Здесь до сих пор существуют проблемы для автомобилей с низким клиренсом. Весной этого года, например, при низкой воде на мосту застрял большой автобус с паломниками.

В справочниках обычно пишут, что сей мост разводится для проводки маломерных судов. На самом деле на «новом» канале жизнь еще теплится, и суда сюда заходят далеко не маломерные.
Вот небольшая фотосессия ювелирной проводки буксиром-толкачом «Шквал» здоровенной баржи.












В Загубье, как и полагалось здешним зажиточным местам, есть большая каменная церковь Преображения Господня. Построена она была в 1829 г., именно к ней была приписана с 1832 г. Никольская церковь в с. Сторожно. Но Преображенскому храму повезло меньше - церковь, считающаяся действующей, разрушается. На ее восстановление средств нет.


источник фото

СТОРОЖНО
Через 14 км. ухабистой грунтовки главная цель нашего путешествия - село Сторожно. «Въ настоящее время около бывшаго монастыря, расположена, Ведомства Государственныхъ Имуществъ, деревня Сторожно или село Подмонастырское - жители въ немъ, не только что зажиточны, но, можно сказать, богаты, - все рыбаки и другаго промысла не имеютъ», - строки из описания 1856 г.

Сегодня в Сторожно практически одна улица, идущая вдоль берега Ладоги, с двумя рядами домов.






Характерная черта местного колорита - лодочные иллюминаторы вместо окон в сараях и банях.



Северный конец села упирается в маленькое кладбище, на котором стоит архаичная и мощная Никольская церковь - остаток Николо-Стороженского монастыря на месте гнезда ладожских пиратов.



На переднем плане - памятник погибшим стороженским рыбакам.



Храм в с. Сторожно считается древнейшей сохранившейся постройкой на Ладоге. Честно говоря, только ради него одного сюда стоит приехать.
Его архитектура удивительно самобытна, возможно, проектировщиком был сам св. Киприан. Храм не имеет алтарных апсид, почти лишен декора, стены выложены из необработанного камня, связующий раствор заменен белком яиц чаек, окна разного размера и формы.



«Церковь построена почти вся изъ булыжнаго крупнаго камня, двухъ-этажная и самой незатейливой архитектуры. Стены ея весьма толсты, сложены неправильно, - местами выпуклы; окна величины различной и расположены безъ всякой симетріи. Церковь составляетъ четыреугольникъ длиною въ 10, a шириною въ 5 сажень. Въ ней три предела: вверху - Николая Чудотворца и Рождества Богородицы, a внизу - Успеніе Божіей Матери. Низъ церкви разделенъ вдоль капитальной стеной; въ южной стороне находится теплая церковь Успенья, a въ северной - пустыя комнаты; верхъ же разделенъ толстой поперечной стеной, и восточная сторона занята самою церковью, где устроены два предела, a въ западной - находится какъ бы какой нибудь залъ съ уродливыми сводами, опирающимися на толстый столбъ находящійся посреди комнаты. Полъ во всемъ зданіи кирпичный въ которомъ глина мята с такимъ крупнымъ пескомъ, что въ некоторыхъ кирпичахъ есть камни более голубинаго яйца: впрочемъ, кирпичъ обожженъ хорошо и крепко».

Вот так сегодня выглядит трапезная - «зал с уродливыми сводами, опирающимися на толстый столб».



Не знаю, где здесь уродство, весь облик церкви оставляет впечатление чего-то очень крепкого и подлинного. Кстати, во всех ее залах потрясающая акустика.





Здесь была алтарная часть храма




Южный фасад храма. На его второй этаж прихожане могли подняться только по наружной лестнице



Входная дверь. Вид на южный и восточный фасады - стены храма сильно завалены внутрь.






Импровизированная звонница монастыря из нескольких обрезанных в тон газовых баллонов на перекладине.



Для служб здесь построена деревянная часовня, предположительно на месте захоронения прп. Киприана Стороженского.



Надгробная плита над могилой святого. Сюда приходило много поколений местных богомольцев, и никто из них, как говорят, «тощ не отыде».



Крест в честь свт. Николая на берегу Ладоги.



Образок и табличка на нем. Поклонный крест у входа на территорию возрождающегося монастыря






А этот снимок для сравнения: так выглядела церковь свт. Николая до реставрации (источник ).



Есть в Сторожно еще одна достопримечательность - действующий маяк, как говорят, самый высокий в Северной Европе. Он был построен в 1907 г., высота его каменной башни от основания до галереи - 71 м., абсолютная высота - 76 м. Дальность видимости света маяка в ясную погоду составляет 22 морских мили. На вершину маяка ведет винтовая лестница в 399 ступеней.








Здание казармы при маяке, XIX в.т

К сожалению, договориться с местным персоналом о подъеме на башню не удалось. После ряда публикаций в интернете о расценках и тарифах тут всех посылают в Шлиссельбург к большому маячному начальству.
А сверху, как говорят, открываются потрясающие виды... В качестве утешительного приза привожу заимствованный снимок лестницы этого технического чуда.



Основные источники:
1. Иеромонах Антоний (Кузнецов). Гулял по Ладоге разбойник .
2. Коняев Н.М. Вразумитель пиратов .
Авторские фото - июнь 2015 г.
Up