В прошлом году исполнилось 200 лет со дня рождения и 130 лет со дня кончины бар. Александра Людвиговича Штиглица (1814-1884), легендарного финансиста, первого управляющего Государственным банком России, промышленника и крупнейшего российского благотворителя XIX в. Ему принадлежали такие слова: «Отец мой и я нашли свое состояние в России. Если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять вместе с нею свое состояние».
Многие ли сегодня отважатся на подобное заявление?
Попробуем перечислить главные заслуги бар. А.Л.Штиглица перед Отечеством: он организовал все внешние займы России в период Крымской войны 1853-1856 гг. и сам сделал крупные пожертвования на нужды воинства; на собственные средства построил железную дорогу из СПб в Петергоф с веткой на Красное Село и из Гатчины в Лугу; пожертвовал 1 млн. руб. на создание училища технического рисования, которому указом Александра II было присвоено его имя; завещал училищу 5 млн. руб. и столько же внес на строительство здания музея при нем; тратил большие суммы на содержание Технологического института, Коммерческого училища, детского приюта в Коломне, детской больницы, дома призрения нищих, глазной клиники на ул. Моховой и т.д.
Александр Штиглиц закончил Дерптский университет, бывший очагом русской культуры в Эстонии, и, по-видимому, на всю жизнь сохранил привязанность к русско-эстонским широтам.
В 1845-1851 гг. он строит в Ивангородском форштадте у Нарвских водопадов две мануфактуры - суконную и льнопрядильную, а также поселок для рабочих по образцу английских фабричных поселений, с больницей, библиотекой, столовой.
Открытка с видом Нарвского водопада. Слева - здания льнопрядильной мануфактуры Штиглица.
Источник.
Одним из видов продукции была парусина для нужд флота, отсюда название Парусинка , сохранившееся до настоящего времени за всем фабричным районом Ивангорода.
Парусинка, суконная и льнопрядильная мануфактуры (нач. XX в.). Фото из фондов Эстонского исторического музея.
Источник .
Здесь же в урочище Краморском на правом берегу р. Наровы бар. А.Л.Штиглиц обустроил свое усадебное имение с летним домом и парк.
Усадьба Краморская. Дача барона А.Л.Штиглица. Рисунок конца XIX в.
Источник.
В этом доме в 1890 г., когда имением владел наследник Штиглица, гос. секретарь А.А.Половцов, состоялась встреча императоров России и Германии Александра III и Вильгельма II.
ПРОГУЛКА ПО ПАРУСИНКЕ
Это краткий фотоотчет о поездке, состоявшейся в период НГ каникул 2015 г. Чтобы облегчить ориентирование в весьма путаной местной топологии, привожу схематический план района.
Парусинка - фабричное предместье Ивангорода, ограниченное с юга Нарвским водохранилищем, с востока - подводящим каналом (новое русло реки Наровы), с севера - ж/д линией СПб-Таллинн, с запада - старым руслом реки, а теперь и государственной границей РФ-Эстония.
Чтобы добраться сюда, надо от центра Ивангорода свернуть налево на ул. Юрия Гагарина, проехать по ней через ж/д переезд, незастроенные пустыри, затем по мосту через подводящий канал Нарвской ГЭС.
Эта ГЭС мощностью 125 МВт, изменившая весь облик региона, была построена в 1950-х гг. для снабжения электроэнергией Ленинградского метрополитена, сегодня ее энергия продается в Эстонию. Под водами Нарвского водохранилища покоятся тысячи га сельхозугодий, несколько деревень и бывшая ж/д Нарва-Псков.
Доминирующее настроение сегодняшней Парусинки - живописная разруха. Район представляет исключительную ценность для
ru_abandoned. Вот перспектива ул. Текстильщиков, главной улицы самой старой части района.
Впечатляющее здание слева в народе именуется газгольдером.
Сквозь его оконные проемы видны внушительные колонны коринфского ордера… на газгольдер это мало похоже, более правдоподобна версия нахождения здесь рабочей столовой, построенной эксплуататором Штиглицем для тогда еще не освобожденного пролетариата.
Кстати, на его мануфактурах платили такое высокое жалование, что народ, как говорят, ежедневно ходил сода на работу аж из Ямбурга (ныне Кингисепп, в пер. с эстонского - сапожник), что составляет около 25 км. в одну сторону.
Здешние дома и дворы.
Пройдя через одну из подворотен на левой стороне улицы, попадаем на старое русло Наровы. На том берегу - Эстония, здания Кренгольмских мануфактур. Вдали виден разрушенный подвесной мостик, по которому люди, живущие на Парусинке, ходили на работу в Нарву.
По этим руинам проходит госграница (видите справа красно-зеленый полосатый столбик и рядом столб с видеокамерами?). По слухам, тут есть всеми забытый переход «на ту сторону», который историки и любители экстрима периодически ищут в районе крепостей... но лучше не экспериментировать.
За забором с колючкой - постройки мануфактуры Штиглица.
Известковый уступ в старом русле Наровы (на первом фото слева) формировал один из Нарвских водопадов, некогда самых мощных в Европе и служивших источником энергии для бесчисленных здешних производств. У меня не получился его наглядный снимок, поэтому привожу фото, утащенное у
varandej.
В период паводка ворота дамбы приоткрываются на короткое время для сброса излишков воды через старое русло. В это время водопад можно увидеть во всем его былом великолепии (это удалось уважаемому френду
serguntius, прилагаю его фотоснимок).
Скульптура «Девушка с веслом , кормящая птичек» (?)
Сразу за ней начинается частично сохранившийся пейзажный парк бывшего имения бар. Штиглица. Справа здания его льнопрядильной мануфактуры (действует до сих пор, в виде ООО «Новир»).
Заброшенный дом в парке.
Дорожка, идущая по парку, приводит прямиком к Нарвскому водохранилищу.
Повсюду напоминания, что местность надежно охраняется.
А это сама дамба, перегородившая старое русло реки и ее шлюзовые ворота.
СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ
На территории усадьбы бар. А.Л.Штиглица по проекту архитектора А.И.Кракау была возведена великолепная Троицкая церковь, стилизованная под шатровый храм XVII в.
Церковь, предназначавшаяся для фабричных рабочих и освященная в 1875 г., стала фамильной усыпальницей семьи Штиглиц. В подклете храма были похоронены сам Александр Людвигович, его супруга баронесса Каролина Штиглиц (1818-1873) , их приемная дочь Надежда Михайловна Юнина-Половцова (1843-1908) - внебрачная дочь великого князя Михаила Павловича и ее муж, Александр Александрович Половцов (1832-1909).
Интерьер храма поражал изысканностью и богатством оформления. Колонны с лепными капителями были сооружены по образцу портиков константинопольской Св. Софии. Продолжением иконостаса являлась величественная картина, писанная на стене и изображавшая поклонение 24-х старцев Всевышнему, сидящему на Престоле (композиционная идея Ф.А. Бруни, худ. проф. П.Ф. Плешаков). По стене во всю нишу славянской вязью начертаны слова пророка Исайи: «Той язвен быть за грехи наши... Язвою Его мы исцелимся» (Ис. 53, 30.).
Последние службы в храме были в 1945 г. Во время войны его здание практически не пострадало. Разрушено оно было позднее - в мирное время.
Три из пяти глав были снесены, крыша и стены во многих местах повреждены, портал входа в склеп разрушен, гробницы сдвинуты с места и осквернены.
Церковь оказалась в зоне строительства Нарвской ГЭС и использовалась под склад стройматериалов. В ней не сохранилось ни одного деревянного предмета: все, начиная от иконостаса до подоконников, было употреблено на отопление. Ризница, иконы, сосуды - все безвозвратно погибло.
Из-за повышения уровня грунтовых были затоплены помещение усыпальницы и подвалы.
Восстановление церкви Св.Троицы началось в 1997 г., благодаря подвижническому труду о. Александра (Салыкина), который и по сей день является настоятелем храма. Он же привлек весьма и весьма влиятельных спонсоров, имена которых перечислены на памятной табличке у входа в храм. В сентябре 2003 г. были установлены на главки храма все пять крестов. 7 июля 2007 г. Центр Национальной Славы России завершил наружные реставрационные работы.
Дорога к этому храму весьма не проста. Пройдя через весь парк, нужно обойти огороженную по периметру территорию инженерных сооружений дамбы.
Сама церковь находится в 50 метрах от границы с Эстонией.
Южный фасад храма
Северный фасад и крыльцо, ведущее в подклет. Шатровая колокольня.
Отреставрированные надгробья бар. А.Л.Штиглица и его приемной дочери, которая завещала похоронить себя у ног отчима. Ее супруг А.А.Половцов похоронен под алтарем храма (?)
Надгробье баронессы Каролины Логиновны Штиглиц.
Интерьер церкви в настоящее время понемногу восстанавливается.
В завершение рассказа приведу слова нарвского краеведа и писателя Андрея Иванена: Моё знакомство со Свято-Троицкой церковью свершилось ещё в детстве: просто случайно в одну из прогулок я «нашёл» этот полуразрушенный храм. Говорю «случайно», потому что и сегодня найти его не так-то просто - даже людям сведущим в географии и истории этих мест. Первое чувство при виде полуразрушенного храм - глубокая горечь и - быть может, детская,- досада.
Мне стало тогда необъяснимо тоскливо. Никакого объяснения этому чувству быть не могло. К церкви в детские годы отношения не имел, но факт какой-то значительной утраты, потери и ущерба моментально лёг в моё сознание. Разумеется, я ничего тогда не знал ни о бароне А. Л. Штиглице, ни об архитекторе А. И. Кракау, ни о художнике П. Ф. Плешанове, ни об известном настоятеле этого храма о. Ростиславе Лозинском. Не видел я и фотоснимков ещё не разорённого храма, когда он был красив и изящен. Я лишь явственно почувствовал, что здесь совершилась какая-то чудовищная ошибка..
Основные источники:
А.Иванен. «Ивангородская Свято-Троицкая церковь барона Александра Штиглица. Исторический очерк». СПб, Издательский дом «Коло», 2010.
Сайт
Город Нарва. Осколки истории .
Авторские фото января 2015 г.