Михайловский замок. 211-й год со дня убийства Императора

Dec 17, 2011 14:00

«Для меня не существует ни партий, ни интересов, кроме интересов государства, а при моем характере мне тяжело видеть, что дела идут вкривь и вкось и что причиною тому небрежность и личные виды. Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое».
Павел I



Уходящий год ознаменовался 210-летием убийства заговорщиками в Михайловском замке Императора Павла I.

Начавшийся с марта 2011 года от Р.Х. отсчет 211-го года печального события отмечен занятной такой игрой цифр с доминированием четверки (сумма). 4 считается роковым числом Павла I: царствовал он ровно 4 года 4 месяца и 4 дня, в своем замке прожил 40 дней и т.д.
Я не поклонник нумерологии, но почему-то очень захотелось еще раз увидеть место действия своими глазами. Возможно, по созвучию эпох и настроений. "И погода какая-то темная, нудная, - пишет один из очевидцев тех лет. - По неделям солнца не видно, не хочется из дому выйти, да и небезопасно... Кажется, и Бог от нас отступился".

ОБИТЕЛЬ ПАЛАДИНА
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец (А.С. Пушкин. Ода «Вольность»)



Это современный вид рыцарской твердыни Императора (южный, главный фасад со стороны площади Коннетабля).
Михайловский замок - «архитектурный автопортрет» своего хозяина. Необычный для Петербурга замысел средневековой цитадели, рвы, подъемные мосты, пушки и причудливое сочетание разных стилей. Эскизы будущего строения рисовал сам Павел. Первоначальный проект В. Баженова был отвергнут, и заказ на доработку и строительство в кратчайшие сроки получил Винченцо Бренна, "дикий Бренна", как назовут его современники.

Так выглядел замок в изначальном виде



А так его воспринимали современники


Худ. Ф.Я. Алексеев (1753-1824). Вид на Михайловский замок и площадь Коннетабля в Петербурге (ок.1800)



Он же. Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки (ок.1800)

Современный вид арки Воскресенских ворот



Восьмиугольный внутренний двор



Здесь в 2003г. был установлен памятник Павлу I (скульптор В.Э. Горевой, арх. В.И. Наливайко). На мой взгляд, один из немногих действительно удачных и вписавшихся в городскую ткань современных монументов.



Чтобы почувствовать характер «гения места», надо вспомнить, что на территории замка ранее стоял Летний дворец Императрицы Елизаветы Петровны, построенный в 1742-1744 гг. самим Ф.Б. Растрелли.

Это, наверное, самый загадочный из не сохранившихся дворцов Санкт-Петербурга. До нас не дошли ни предметы его убранства, ни даже их воспроизведения. Но он был запечатлен на нескольких картинах и рисунках современников, в частности, основоположника русского архитектурного пейзажа М.И. Махаева (1718-1770).



Глядя на эту радостную красоту русского барокко, вспоминаешь клавесинную музыку Рамо и Куперена. Здесь в 1754 г. родился Павел I.
И он же в первый месяц своего царствования повелевает снести дворец «за ветхостью».

Монарх, при всей своей склонности к мистицизму, совершает странные поступки, во многом объясняющие сакральный смысл Михайловского замка и цепочку последующих событий.
Он заявляет: «Хочу умереть на том месте, где родился» и строит на нем свою резиденцию.
Он способствует распространению легенды о чудесном явлении Архангела Михаила, повелевшего построить на сем месте храм в его честь.

Храм Император построил, но дворцы и замки бесплотным силам не нужны. Позже монах Авель задал Павлу I вопрос: «А почто, Государь, повеление Архистратига Михаила не исполнил в точности?». И тут же дал ответ-предсказание: «Ни цари, ни народы не могут менять волю Божию... Зрю в нем преждевременную гробницу твою, благоверный Государь. И резиденцией потомков твоих, как мыслишь, она не будет».

На фронтоне парадного входа в замок в 2003 г. была восстановлена ранее существовавшая надпись:
ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ




По преданию, Св. Ксения Петербургская предсказала: сколько букв в этой надписи, столько лет и проживет император. Букв 47. Павел I был убит вскоре после переезда в замок на 47-м году жизни, полных сорока семи ему не исполнилось.
Девиз над портиком является искаженным заимствованием из 92 псалма Давидова: "Дому Твоему подобаетъ святыня, Господи, въ долготу дний". Такие тексты изменять нельзя.

Зайдем внутрь замка и проследуем к месту трагических событий.
Парадная лестница



Вензель Императора, фонарь







Скульптура Клеопатра (копия работы 1789 г. Паоло Трискорни)



Сейчас замок принадлежит Русскому музею. Здесь работает выставка «Святая Русь». Она организована по очень-очень высокому указанию, и всякая фотосъемка запрещена. При малейших ее попытках отовсюду появляются энергичные пожилые дамы с недобрыми взглядами горящих глаз. Тем не менее, кое-то снять удалось.

Тронный зал Императрицы Марии Федоровны



Замковая церковь в честь Михаила Архангела


















Продвигаясь по 1 этажу, выходим на ту самую винтовую лестницу, по которой убийцы прошли к покоям Императора



Поднимемся по лестнице на 2 этаж. Мы попадаем в помещение бывшего Овального будуара, позже ставшего притвором церкви Св. апостолов Петра и Павла


Старинное зеркало и барельеф Александра II. Плафон «Вознесение Богоматери»







Мы вплотную подошли к месту трагедии: в смежном помещении находилась спальня Павла I. Запомните ее окна - 2-е и 3-е слева на втором этаже западного фасада замка со стороны нынешней Садовой ул. (помечены черной рамкой).



ХРОНИКА ПУТЧА
Он видит - в лентах и звездах,
Вином и злобой упоенны,
Идут убийцы потаенны,
На лицах дерзость, в сердце страх.

События ночи с 11 (23) на 12 (24) марта 1801 г. описаны бессчетное число раз и разобраны почти по минутам. Например, у Д.С. Мережковскогов драме «Павел Первый», где монарх умирает с именем Александра на устах.

Чтобы отделить вымысел, воспользуемся записками беспристрастного современника - Н.А. Саблукова (1776-1848), командира эскадрона Конногвардейского полка. Он был одним из немногих лиц, близко стоящих ко двору, которым удалось удержаться на службе в течение всего четырехлетнего царствования Павла I.

Саблуков пишет о характере Императора: «Это был человек в душе вполне доброжелательный, великодушный, готовый прощать обиды и повиниться в своих ошибках. Он высоко ценил правду, ненавидел ложь и обман, заботился о правосудии и безпощадно npeследовал всякия злоупотребления, в особенности же лихоимство и взяточничество. К несчастию все эти похвальныя и добрыя качества оставались совершенно безполезными, как для него лично, так и для государства, благодаря его несдержанности, чрезвычайной раздражительности, неразумной и нетерпеливой требовательности безпрекословнаго повиновения. Малейшее колебание при исполнении его приказаний, малейшая неисправность по службе влекли за собою жестокий выговор и даже наказание без всякаго различия лиц».

В марте 1801 г. главный вдохновитель заговора, автор идеи регентства граф Н.Панин находился в ссылке в Москве. Непосредственное руководство путчем осуществляли граф П.Пален и братья Зубовы.




За четыре или пять дней до 11 марта во время верховой прогулки Павлу вдруг сделалось плохо. «Он вдруг остановил свою лошадь и, обернувшись к шталмейстеру Муханову, ехавшему рядом с императрицей, сказал сильно взволнованным голосом: «Мне показалось, что я задыхаюсь и у меня не хватает воздуха, чтобы дышать. Я чувствовал, что умираю... Разве они хотят задушить меня?»
Муханов отвечал: «Государь, это, вероятно, действие оттепели». Император ничего не ответил, покачал головой и лицо его сделалось очень задумчивым. Он не проронил ни единого слова до самого возвращения в замок».
11 марта эскадрон Саблукова должен был выставить караул в Михайловском замке. Однако Павел по научению Палена принимает роковое решение удалить верных конногвардейцев по причине их «якобинства».

Вечером того же дня заговорщики разделились на небольшие кружки. «Ужинали у полковника Хитрово, у двух генералов Ушаковых, у Депрерадовича (Семеновскаго полка) и у некоторых других. Поздно вечером все соединились вместе за одним общим ужином, на котором присутствовали: генерал Бенигсен и граф Пален. Было выпито много вина и многие выпили более, чем следует. В конце ужина, как говорят, Пален будто бы сказал: «Rappelez-vous, messieurs, que pour manger d'une omelette il faut commencer par casser les œufs» (вспомните, господа, чтобы съесть яичницу, сначала надобно разбить яйца).



Н.А.Саблуков

За этим ужином лейб-гвардии Измайловскаго полка полковник Бибиков.<...> будто бы, высказал во всеуслышанье мнение, что нет смысла стараться избавиться от одного Павла; что России не легче будет с остальными членами его семьи и что лучше всего было бы отделаться от них всех сразу. Как ни возмутительно подобное предположение, достойно внимания то, что оно было вторично высказано в 1826 г., во время последняго заговора, сопровождавшаго вступление на престол императора Николая I.

Около полуночи большинство полков, принимавших участие в заговоре, двинулись ко дворцу. Впереди шли семеновцы, которые и заняли внутренние коридоры и проходы замка.
Заговорщики встали с ужина немного позже полуночи. Согласно выработанному плану, сигнал к вторжению во внутренние апартаменты дворца и в самый кабинет императора должен был подать Аргамаков, адъютант гренадерского батальона Преображенского полка, обязанность которого заключалась в том, чтобы докладывать императору о пожарах, происходящих в городе. Аргамаков вбежал в переднюю государева кабинета, где недавно еще стоял караул от моего эскадрона, и закричал: «Пожар!»

В это время заговорщики, числом до 180-ти человек, бросились в дверь. Тогда Марин, командовавший внутренним пехотным караулом, удалил верных гренадер Преображенского лейб-батальона, расставив их часовыми, а тех из них, которые прежде служили в лейб-гренадерском полку, поместил в передней государева кабинета, сохранив, таким образом, этот важный пост в руках заговорщиков».

МЕСТО ЦАРЕУБИЙСТВА
О стыд! о ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары!..
Падут бесславные удары...
Погиб увенчанный злодей.

Чтобы представить картину произошедшего далее, надо видеть план покоев Императора. Он приводится в «Записках» Саблукова

«То была длинная комната, в которую входили через дверь а, и так как некоторыя из стен замка были достаточно толсты, чтобы вместить в себе внутреннюю лестницу, то в толщине стены, между дверями а и b была устроена такая лестница, которая вела в апартаменты княгини Гагариной, а также графа Кутайсова. На противоположном конце, кабинета была дверь с, ведшая в опочивальню императрицы, и рядом с нею камин д;
на правой стороне стояла походная кровать императора е, над которою всегда висели: шпага, шарф и трость его величества. Император всегда спал в кальсонах и в белом полотняном камзоле; с рукавами».

«Два камер-гусара, стоявшие у двери, храбро защищали свой пост, но один из них был заколот, а другой ранен. Найдя первую дверь, ведшую в спальню, незапертою, заговорщики сначала подумали, что император скрылся по внутренней лестнице <...>. Но когда они подошли ко второй двери, то нашли ее запертою изнутри, что доказывало, что император несомненно находился в спальне.

Взломав дверь, заговорщики бросились в комнату, но императора в ней не оказалось. Начались поиски, но безуспешно, несмотря на то, что дверь, ведшая в опочивальню императрицы, также была заперта изнутри. Поиски продолжались несколько минут, когда вошел генерал Беннигсен, высокого роста, флегматичный человек; он подошел к камину, прислонился к нему и в это время увидел императора, спрятавшегося за экраном. Указав на него пальцем, Беннигсен сказал по-французски: «le voilà» (вот он), после чего Павла тотчас вытащили из его прикрытия.




Князь Платон Зубов, действовавший в качестве оратора и главного руководителя заговора, обратился к императору с речью. Отличавшийся обыкновенно большою нервностью, Павел на этот раз, однако, не казался особенно взволнованным и, сохраняя полное достоинство, спросил, что им всем нужно.
Платон Зубов отвечал, что деспотизм его сделался настолько тяжелым для нации, что они пришли требовать его отречения от престола.

Император, преисполненный искреннего желания доставить своему народу счастье, сохранять нерушимо законы и постановления империи и водворить повсюду правосудие, вступил с Зубовым в спор, который длился около получаса и который, в конце концов, принял бурный характер. В это время те из заговорщиков, которые слишком много выпили шампанского, стали выражать нетерпение, тогда как император, в свою очередь, говорил все громче и начал сильно жестикулировать. В это время шталмейстер граф Николай Зубов, человек громадного роста и необыкновенной силы, будучи совершенно пьян, ударил Павла по руке и сказал: «Что ты так кричишь!»
При этом оскорблении император с негодованием оттолкнул левую руку Зубова, на что последний, сжимая в кулаке массивную золотую табакерку, со всего размаху нанес правою рукою удар в левый висок императора, вследствие чего тот без чувств повалился на пол. В ту же минуту француз-камердинер Зубова вскочил с ногами на живот императора, а Скарятин, офицер Измайловского полка, сняв висевший над кроватью собственный шарф императора, задушил его им. Таким образом его прикончили. <...>

Называли имена некоторых лиц, которые выказали при этом случае много жестокости, даже зверства, желая выместить полученные от императора оскорбления на безжизненном его теле, так что докторам и гримерам было нелегко привести тело в такой вид, чтобы можно было выставить его для поклонения, согласно существующим обычаям. Я видел покойного императора, лежащего в гробу. На лице его, несмотря на старательную гримировку, видны были черные и синие пятна. Его треугольная шляпа была так надвинута на голову, чтобы, по возможности, скрыть левый глаз и висок, который был зашиблен. <…>

Так умер 12-го марта 1801 года один из государей, о котором история говорит как о монархе, преисполненном многих добродетелей, отличавшемся неутолимой деятельностью, любившем порядок и справедливость и искренно набожном».

Вот современный вид помещения, где произошла трагедия (стена, где была дверь b).



В 1857 г. по указанию Императора Александра II в помещении покоев Павла I была обустроена домовая церковь Николаевского инженерного училища. Работы проводились по проекту арх. К.А. Ухтомского на средства Вел. кн. Николая Николаевича (старшего). Алтарь находился на месте кровати (е) где совершилось цареубийство. На дополнительно сооруженной стенке находился иконостас






Стены храма были отделан дубовыми панелями. На них - мраморные черные доски с именами павших в сражениях воспитанников училища.



На месте камина была сооружена круглая печь, сохранившаяся до сегодняшних дней.
В этой церкви, как говорят, любил проводить время в полном одиночестве Император Александр II.
Именно отсюда наилучшим образом видны купола Храма Спаса на Крови. Действительно, над Михайловским замком тяготеет какой-то рок.






И вот, наконец, самое сакральное место замка.
Здесь стояла кровать Императора (е на приведенной выше схеме), а позже был алтарь церкви.



Сейчас это проходной коридор, образовавшийся при большевицкой перепланировке ликвидированного в 1918 г. храма. Над местом кровати убиенного монарха находится щит электропитания.

ЭПИЛОГ. НАСЛЕДНИК
Где всем простерт их твердый щит,
Где сжатый верными руками
Граждан над равными главами
Их меч без выбора скользит.

«Нельзя без отвращения упоминать об убийцах, отличавшихся своим зверством во время этой катастрофы. Я могу только присовокупить, что большинство из них я знал до самого момента их кончины, которая у многих представляла ужасную нравственную агонию в связи с самыми жестокими телесными муками» (Н.А. Саблуков).

Граф П. Пален был сослан летом 1801 г. приказом Императора Александра I в свои курляндские имения. Он закончил жизнь в полном забвении. Совершенно не выносил одиночества в своих комнатах, а в годовщину 11 марта регулярно напивался к 10 часам вечера мертвецки пьяным, чтобы опамятоваться не раньше следующего дня. Умер в начале 1826 г. через несколько недель после кончины Александра I.

Опала гр. Никиты Петровича Панина, незаурядного человека и государственного деятеля, которого декабристы называли «духовным отцом своего свободомыслия», продолжалась 33 года и закончилась с его смертью.

Имена других участников убийства долгое время были неизвестны молодому Императору - он узнал их только через несколько лет. Некоторые из них к этому времени уже умерли, другие были сосланы на Кавказ, где и погибли.

Иногда кажется, что многие современники совсем не понимали характера нового монарха.



Н.И. Греч: «Он мог снести все - лишения, оскорбления, страдания, но мысль о том, что его могут подозревать в соучастии с убийцами отца, приводила его в исступление. И даже великий Наполеон пал жертвой оскорбления в нем этого чувства».
В марте 1804 г. в Германии по приказу Наполеона был арестован герцог Энгиенский, потомок Бурбонов. Он был привезен в Париж и расстрелян. По этому поводу император Александр I выразил протест, в особенности против нарушения нейтралитета Германии.

В ответной ноте Наполеон допустил ужасную ошибку, в конечном счете стоившую ему трона и самой жизни.
Он писал: «На моем месте русский император поступил бы точно так, если бы знал, что убийцы Павла I собирались для исполнения своего замысла на одном переходе от границ России, не поспешил ли бы он схватить их и сохранить жизнь, ему драгоценную?»

Эти слова стали причиной неизгладимой ненависти к Наполеону, которая руководила всеми делами и поступками Александра I
(источник цитат: Оболенский Г.Л. Император Павел I ).

В завершение поста экспонаты выставки в Царицино. Подлинная ночная рубашка Павла I, в которой он был убит и офицерский шарф.



И еще в качестве пожелания ГРМ: очень хотелось бы увидеть воссозданной домовую церковь. Или, по крайней мере огороженным от проходного коридора место цареубийства. Желательно в текущий 211-й год с его даты.

Записки Н.А. Саблукова читаем здесь .

В ПРЕДДВЕРИИ РОЖДЕСТВА СВЯТОЧНЫЙ РАССКАЗ: А. КУПРИН. ГАТЧИНСКИЙ ПРИЗРАК
Up