Оригинал взят у
bloha_v_svitere в
Подробный отчет о презентации Академии танца Бориса Эйфмана.Через 275 лет после учреждения Анной Иоанновной в Санкт-Петербурге «Школы театральнаго танцования» (ныне - Академия Русского балета имени Вагановой), в северной столице открылась вторая государственная балетная школа - Академия танца Бориса Эйфмана. В 1738 году Анна Иоанновна не приглашала хроникеров обозреть четыре комнатки в помещениях Зимнего дворца Петра I, в которых разместили 12 пригожих мальчиков и 12 пригожих девочек, набранных из дворцовой челяди. В 2013, перед началом первого учебного года, Борис Яковлевич Эйфман пригласил журналистов на презентацию новой школы - ему было что показать, ведь речь не идет о четырех комнатках - построен просторный учебно-спортивно-танцевально-медицинский комплекс. Да и пригожих ребят здесь гораздо больше: в Академию танца зачислено 90 детей. Блоха в свитере, посетившая презентацию Академии танца Бориса Эйфмана, от души позавидовала будущим ученикам.
Актуальность второй балетной школы в Санкт-Петербурге.
Необходимость создания второй балетной школы в Санкт-Петербурге не была очевидной. Старейшая в мире балетная школа - Академия Русского балета имени Вагановой - вполне сносно справляется с наполнением балетных коллективов и компаний кадрами: ежегодно из знаменитого здания на улице Зодчего Росси выпархивает порядка 30 выпускников с высшим исполнительским образованием, и отнюдь не все получают приглашение в академические балетные труппы. Однако Борис Эйфман постоянно сетовал на недостаток квалифицированных исполнителей в своем коллективе: артисты, получившие академическое балетное образование, не всегда готовы к реализации его современных пластических идей. Мало-помалу господин Эйфман начал взращивать идею создания собственной балетной школы, к которой участливо отнеслось правительство Валентины Матвиенко. И за несколько лет были завершены разработка концепции учебного заведения, строительство здания и утверждение всех необходимых документов и стандартов. Отныне в Санкт-Петербурге действует два профессиональных учреждения, готовящее артистов балета и которые финансируются государством (здание Академии танца тоже было построено на средства городского бюджета).
Архитектурный проект «Студия 44» (из пресс-релиза). Блоха сразу оговорится: архитектурные особенности проекта и его вписанность в городскую застройку она не оценивает!
В 2008 году Правительством С.-Петербурга был выделен участок под строительство нового учебного заведения - «Академии танца под руководством Бориса Эйфмана». Строить ее решили в одном из старинных кварталов Петроградской стороны, где в доме 2 по ул. Лизы Чайкиной (бывший кинотеатр «Ассамблея», 1913, арх. Ф. А. Корзухин) уже располагалась репетиционная база Академического театра балета Бориса Эйфмана. По соседству (Б. Пушкарская ул., 14А) находился еще один памятник архитектуры - особняк Доберт / Штейкмана с садом (1896, арх. А. Я. Рейнберг). Этот редчайший в С.-Петербурге образец деревянного особняка, чудом уцелевший среди каменных доходных домов, был выкуплен у владельцев и передан Академии танца в бессрочное пользование.
Но проект не мог быть реализован только за счет приспособления под нужды Академии существующих домов. Перед победителем тендера на проектные работы - Архитектурным бюро «Студия 44» - стояла непростая задача: интегрировать в плотную ткань исторического квартала, с соблюдением все норм и регламентов, инфраструктуры учебного заведения на 228 учащихся и 80 преподавателей и сотрудников. Масштабы строительной программы (около 12 000 кв. м) в сочетании с теснотой участка (всего 0,4 га) обусловили максимально компактное размещение и высокую эффективность использования территории.
Новые корпуса возведены на месте малоценных дворовых построек. В южном корпусе с дугообразным фасадом расположены жилые помещения интерната на 135 человек и медицинский центр. Северный корпус вместил хорошо оборудованный спортивный комплекс с бассейном и тренажерным залом, учебные классы, два балетных зала и административные помещения Академии.
Промежуток между жилым и учебным корпусом решен в виде остекленного атриума, где рекреации чередуются с двенадцатью балетными залами. Самый большой из балетных залов рассчитан на постановку учебных спектаклей и их демонстрацию гостям школы и родителям учащихся.
Внутреннее атриумно-игровое пространство восходит к архетипу школьного двора закрытого учебного заведения. При этом его компоновка не имеет ничего общего с классической иерархией и симметрией. Расположенные на различных отметках, залы и рекреации, по образному выражению Никиты Явейна, «пляшут в пространстве». Воедино их связывает развитая система коммуникаций - лестниц, лифтов, переходных галерей. В одно помещение можно попасть различными путями. По мысли авторов проекта, сетевая модель организации пространства с ее гибкой вариативностью будет способствовать внутреннему раскрепощению учащихся, побуждать их к творческим экспериментам.
Сложная и многообразная функциональная программа балетной школы обустроена на небольшой внутриквартальной территории максимально плотно. Чтобы в такой ситуации дать помещениям Академии как можно больше света, стены рекреаций и балетных залов было решено выполнить из полупрозрачного стекла с высокими теплосберегающими, звукоизолирующими и эстетическими качествами. Полы в балетных залах отделаны сценическим линолеумом Harlequin (Арлекин) - самым совершенным напольным покрытием для профессиональных танцев из имеющихся сегодня на мировом рынке. Harlequin создает нескользкую, гладкую и упругую поверхность, обеспечивающую комфорт, безопасность и идеальное светоотражение. Полы окрашены в различные пастельные тона; просвечивая сквозь полупрозрачные стены, эти нежные оттенки придают архитектуре атриума особый колорит, легкость и воздушность.
В противовес «воздушным» интерьерам, внешний периметр комплекса решен в традиционных материалах (кирпич, штукатурка). Фасад бывшей «Ассамблеи» отреставрирован в соответствии с авторским замыслом 1911 года. К его главному украшению - входной нише-экседре - добавлено название учебного заведения и барельеф из кирпичной кладки с QR-кодом, в котором зашифрованы высказывания об искусстве танца.
Главный вход в Академию по-прежнему осуществляется с ул. Лизы Чайкиной, 2. Деревянный особняк по Б. Пушкарской, 14-а после реставрации вместит медиатеку, музей Академии и апартаменты для ее гостей. Окружающий его сад стал открытым прогулочным двором для учащихся.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА
Площадь участка - 4 852 кв. м
Площадь застройки - 3 000 кв. м
Общая площадь комплекса - 11 939 кв. м
Строительный объем - 60 154 куб. м, в том числе:
надземный - 51 760 куб. м,
подземный - 8 394 куб. м
Этажность - 3-4 этажа
Особняк Греффа / Добберт и мнения жителей Петроградской стороны о стройке.
Об особняке здесь:
http://www.citywalls.ru/house965.htmlО проблемах строительства здесь:
http://vppress.ru/stories/Kak-Terpsikhora-uzhivetsya-s-Klio-13020 (12 февраля 2012). Уточненная фамилия краеведа - Людмила Сапрыкина. Краткие выдержки:
Уже в феврале 2011 года снесли двухэтажное здание бывшего кинематографа «Ассамблея», построенное в 1913 году по проекту архитектора Федора Корзухина. До 2009 года оно считалось выявленным объектом культурного наследия, пока КГИОП не снял его с охраны. По традиции последних времен, об этом здании будет напоминать лишь фрагмент фасада - его воссоздадут на фронтальной стенке ГОУ.
- Проект планировки территории, которым должна была быть обоснована возможность размещения здесь нового объекта, не согласован и по сей день. Проектная документация не была представлена на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия при правительстве города, как предусматривало решение совета в 2009 году.
- В ходе работ пострадали практически все строения, окружающие строительную площадку, - полагает представитель ВООПИиК. - Разломы в стенах дома по Большому пр., 25/2, стянуты металлическими стяжками, сквозные трещины пронизали дворовый фасад доходного дома Юлии Добберт, пострадало и соседнее здание школы. Приходится констатировать, что столь радикальное преобразование исторической среды нанесло непоправимый ущерб существовавшему здесь ценному архитектурному ландшафту.
О чем, собственно, и тревожатся жители Петроградской стороны: что новостройка «задавила» соседей.
От Блохи: На встрече с журналистами рассказали, что домик будет отремонтирован, и что там разместят вип-номера для вип-гостей Академии, а также музей.
Собственно, про учебный процесс
Пришедший на встречу с журналистами Борис Яковлевич Эйфман лучился радостью: «Наша Академия - пример того, что если очень хочется, то Бог поможет» (а заодно и правительства Валентины Матвиенко и Георгия Полтавченко). Новое учебное заведение ставит самые высокие цели: «Искусство балета становится важным видом духовного общения, Академия будет нести духовный заряд людям».
Прием
В 2013 году в Академию танца Бориса Эйфмана пойдут 90 детей - 42 человека в 1/5 класс (первый балетный, пятый общеобразовательный), и 48 первоклассников-семилеток. Конкурс составил 19 человек на место. Как рассказали сотрудники Академии, они объехали весь Санкт-Петербург и Ленинградскую область, прошерстили все танцевальные кружки во всех домах культуры, и даже посещали музыкальные занятия в детских садах! К просмотрам были приглашены 5500 детей. Конкурс, как во все балетные заведения: смотрят физические данные, пропорциональность, здоровье, просили потанцевать. В балетном зале были солисты Театра балета Бориса Эйфмана, они танцевали под музыку, потом просили детей постараться повторить или сымпровизировать. Конкурс проходил по весне, до вступительных испытаний в Академию Русского балета имени Вагановой. Высокопоставленный сотрудник рассказал следующую историю. В апреле по результатам приемных испытаний были сформированы классы. Потом трое принятых в Академию танца взяли документы и пошли на просмотр в Академию Русского балета. И поступили туда. Но потом принесли документы обратно к Борису Эйфману, и будут учиться здесь.
Прием семилеток является своеобразным ноу-хау, т.к. общепринятым возрастом для начала обучения классическому танцу считается 10-11 лет. По словам администрации Академии, это будет своеобразный подготовительный курс, развернутый на четыре года, где помимо общеобразовательных предметов по программе начальной школы, дети будут заниматься гимнастикой, акробатикой, бальным танцем, пластической выразительностью и музыкальным развитием. Из программы обучения исключены уроки игры на фортепиано, которые являлись обязательными для учеников хореографических училищ («Детям это всегда каторга!»).
Педагоги
На просьбу Блохи назвать фамилии тех, кто будет заряжать духовностью будущих артистов балета, господин Эйфман, под предлогом недопущения «промышленного шпионажа», ответил отказом. Правда, сказал, что в планах Академии - «вернуть из-за рубежа российских педагогов». Впрочем, как только господин Эйфман с журналистами вышли из зала, Блоха тут же узнала фамилии педагогов - «военную тайну» выдал высокопоставленный сотрудник. Впрочем, если у журналистов имелись дедуктивные способности, они тоже могли эти фамилии легко узнать: достаточно было подойти к информационному стенду и прочесть расписание занятий. Так что Блоха не разглашает никакой тайны.
Женские классы ведут Ольга Дмитриевна Искандерова (Балтачеева) - и это одно из лучших приобретений Академии! Ольга Балтачеева - превосходная классическая солистка Театра оперы и балета имени Кирова, и имеющая репутацию одного из лучших преподавателей классики в младших и средних классах (у нее учились Дарья Павленко, Вероника Парт, Татьяна Некипелова). Как рассказал высокопоставленный сотрудник, Ольга Дмитриевна была приглашена консультантом в приемную комиссию. Но когда она увидела пришедших девочек, она воскликнула: «Как же я хочу их учить!», и тут же была поймана на слове. От себя Блоха добавит, что Ольга Дмитриевна - человек совершенно необыкновенный и общение с ней всегда приносило огромную радость, а как ее обожают ее вагановские ученицы!.. Но на улице Зодчего Росси Ольге Дмитриевне ни разу не дали довести класс до выпуска, несмотря на ее просьбы и отличные результаты. Очень надеюсь, что в Академии танца Бориса Эйфмана состоится ее первый выпуск!
Второй женский класс ведет Н.А. Цай. Мужские классы доверили М.К. Осиповой и И.М. Хохлову.
Борис Яковлевич присовокупил, что т.к. дети обучаются на бюджетные деньги, то по окончании учебного заведения какое-то количество лет они будут обязаны отработать в театрах России, и только после этого заключать контракты за рубежом (в том, что они будут там востребованы, Борис Яковлевич не сомневается).
Условия учебы
Духовный заряд будет формироваться в превосходных условиях. Все учащиеся обеспечиваются бесплатным трехразовым питанием, одеждой, занятия продолжаются с 8.30 до 18.00. 14 просторных балетных залов (самый большой - площадью 300 кв.метров), со специальным балетным покрытием, приобретенным в Германии, кондиционерами и звукоизоляцией.
(Фотография с диска архитекторов)
Учебные классы оснащены компьютерами и электронными досками.
Иногородних учащихся (их сейчас 34 человека с Сахалина, из Сочи, Краснодара, Калуги и Самары) разместят в комфортабельном общежитии, расположенном прямо в здании Академии по три человека в комнате.
За здоровьем будущих артистов балета будут следить в медицинском центре площадью 400 кв. метров, оснащенном, по словам руководителей, самым современным оборудованием и который занимает отдельный этаж. Есть здесь даже плавательный бассейн (6 х 15 метров), о котором старейшая в мире балетная школа на улице Зодчего Росси только мечтает!
По словам директора Академии Л.О. Афанасьевой, штат педагогов укомплектован полностью. Незанятой осталась только одна вакансия - уборщицы.
Расписание занятий
Чтобы была понятна загрузка детей.
Расписание занятий на один из дней недели для 1 класса (семилетки). В классах по 24 человека. На специальные занятия детей делят на 3 группы.
8.30 - 8.55: завтрак.
9.00 - 9.45: русский язык
9.50 - 10.35: математика
10:50 - 11.35: литературное чтение
11.40 - 12.25: музыка
12.25 - 12.55: Обед
13.00 - 13.45 Бальные танцы
13.50 - 14.35: Ритмика
14.45 - 15.30: Гимнастика
15.35 - 15.55: Полдник
16.00 - 16.45: Ритмика
16.50 - 17.35: самоподготовка
18.00: Ужин
Расписание занятий на один из дней недели для 1/5 класса. В классах по 21 человеку. На специальные занятия и на английский детей делят на 2 группы.
8.30 - 8.55: математика
9.00 - 9.45: русский язык
9.50 - 10.35: классика
10:50 - 11.35: классика
11.40 - 12.25:
12.25 - 12.55: Обед
13.00 - 13.45 Гимнастика / историко-бытовой
13.50 - 14.35: английский / историко-бытовой
14.45 - 15.30: английский
15.35 - 15.55: Полдник
16.00 - 16.45: музыка
16.50 - 17.35: самоподготовка
18.00: Ужин
Дело осталось за малым - сделать это учебное заведение намоленным. Тогда, глядишь, переименуют нынешнюю улицу Лизы Чайкиной в улицу Архитекторов «Студии 44», а выпускников Академии танца будут с пиететом называть «эйфмановцами».