Водонапорная башня в селе Обшаровка

Aug 22, 2019 09:22


"А мимо пролетают поезда..."
История села Обшаровка Приволжского района Самарской области началась в 1765 году. По крайней мере, официальная история, когда преимущественно переселенцы из правобережного села Костычи (в наши дни это город Октябрьск около Сызрани), переправились через Волгу и образовали село Новые Костычи. Впрочем,село вобрало в себя не только безземельных жителей правого берега, но так же крестьян из центральных областей России. Современное же название села происходит от слова "обшаривать", чем и занимались местные жители. По-простому говоря, совершали некие противоправные действия в отношении купеческих караванов. Однако, тем же самым занимались и жители Самарской Луки. Места там такие. :)

В августе 1876 года царское правительство приступило к строительству Транссибирской железнодорожной магистрали на участке Батраки-Самара. В это же время начались работы по возведению железнодорожного моста через Волгу, известного как Александровский мост. А на левом берегу произошла закладка первой станции Самара-Оренбургской железной дороги, которой дали название "Обшаровка". Строго говоря, станция построена примерно в километре от Новых Костичей и стала вторым центром села. Ну а в старых документах числят их вместе.



Вот как представлена Новокостычевская волость Самарского уезда в списках населенных местностей Самарской губернии за 1876 год.



До стражей порядка неблизко, аж 44 версты.

А вот что вещают списки в 1910 году. Надо заметить, что количество данных в этом издании заметно больше.




Ну куда же без кредитного общества... Даже общество трезвости присутствует! Шоб кредит не пропивали, наверно ;)

Однако, про село как-нибудь в другой раз, а пока вернемся к нашей водонапорной башне. Или к водоемному зданию. Кому как нравится.

2. Находится здание вовсе не на железнодорожной станции, а неподалеку от нее, на улице Тиханова, где вплотную к путям расположились железнодорожные казармы. Вот из-за высокого бурьяна выглядывает сооружение под железной крышей.


Следующие три фото сделаны с другой стороны относительно путей главного хода (с северо-восточной стороны).

3. Здесь так "усё окультурено". Наверху давно уже поработали плотники, а внизу традиционно приложили свою руку вандалы.


4. Если верить надписи, башня вовсе не железнодорожного ведомства, как это обычно бывает непосредственно при железнодорожных путях. Может, раньше была железнодорожной... Зачем она тогда муниципалам понадобилась? Или я чего-то не понимаю.


5. Судя по расположению дверного порога и почти полностью засыпанной границе фундамента, культурный слой тут подрос на метр, наверно, от проектной отметки. Дверей же в дверном проеме нет вовсе. Заглянул внутрь здания. Если не брать во внимание кучи мусора, то там пусто. Лишь посередине помещение делит пополам кирпичная же слегка потрескавшаяся арка.


Касаемо культурного слоя. По крайней мере реперов, о которых вещает каталог высот, найти не удалось. Может, за слишком густым бурьяном не разглядел, а может и без лопаты не обойтись.


Вот о водокачке неподалеку не знал. Впрочем, на космоснимке она не идентифицируется. Ну, может ещё буду в тех краях, посмотрю...

6. Это вид с другой стороны, противоположной от главного хода. Мда, тут как-то более уныло. И здесь вплотную к башне лежат рельсы какого-то вспомогательного пути (свежак, на яндексяческом космоснимке их нет). Хм, а ведь тут внизу были окна.


7. Лестница к водоему. Или то, что от нее осталось.


8. Дощечки облицовки норовят от вибрации без спросу рухнуть вниз...


9.


Август 2019

Самарская область, водонапорная башня, Обшаровка, железнодорожное

Previous post Next post
Up