Юнголюбам и не только им

Jul 19, 2012 11:27

Оригинал взят у l0vecraft в Лицом к лицу с К.Г Юнгом

image Click to view




image Click to view



image Click to view



Ну и пара мыслей, которые пришли в голову при просмотре интервью.
Первая связана с его известным ответом на вопрос о существовании Бога: я не верю, я знаю. Я не уверен, что эту фразу стоит воспринимать буквально. В своих работах Юнг не раз писал об архетипе Бога, существующем в коллективном бессознательном, по его мнению это факт. Но при этом он всегда оговаривался, что о метафизическом существовании Бога он ничего не может сказать. Можно сделать оговорку, что в научных трудах было бы неуместным делать метафизические утверждения, но в своей автобиографии "Воспоминания, сновидения, размышления" Юнг высказывается ничуть не определеннее, он говорит, что наверняка мы знать не можем. Но при этом он считает, что разумнее жить в соответствии с архетипом. То же самое он говорит и в конце этого интервью, хотя и по другому поводу: разумнее жить в соответствии со своей природой (в общем то Юнг на удивление последователен). Поэтому я думаю, что его слова можно интерпретировать следующим образом: я знаю, что существует архетип Бога, и понимаю, что разумнее жить в согласии с архетипом. Разумеется, это не единственно возможная интерпретация, но мне кажется только она позволяет рассматривать это высказывание в согласии с остальными его утверждениями по данному поводу.

Вторая мысль касается жизни после смерти. Для начала хочу обратить внимание, что Юнг незадолго перед этим уточнил, что активно изучал философию, и отдельно упомянул Канта. Далее, говоря о жизни после смерти, он сказал, что существуют слои психики, которые живут как бы вне времени и вне пространства. Из этого можно было бы сделать вывод, что они просто не воспринимают таких категорий, однако Юнг, ссылаясь на существование пророческих снов (довольно забавно, что людей, которые их отрицают, он называет невежественными - большинство сегодня считает ровно наоборот) утверждает, насколько я его понял, что эти слои в действительности существуют вне времени и вне пространства. Следовательно можно предположить, что после смерти жизнь продолжится, но за пределами пространства и времени. И тут, конечно, сложно не заметить влияние Канта. Немецкий философ, как известно, утверждал, что трансцендентальный субъект существует вне этих категорий. Пространство и время - это лишь формы воспринимающей способности человека, которые структурируют хаос внешних впечатлений. В пространстве и времени существуют лишь явления, т.е. вещи как они нам даются. К вещам самим по себе (т.е. к вещам, как они существуют независимо от восприятия) пространство и время не приложимы. Но дело в том, что человек воспринимает самого себя тоже как явление, поэтому очевидно, что к человеку самому по себе эти категории также не относятся. Принимая это во внимание, легко предположить, что умирает лишь эмпирическое сознание, трансцендентальный же субъект, как существующий вне временных определений, умереть не может. Хотя, разумеется, жизнь вне времени и вне пространства для эмпирического сознания попросту непредставима.
И если Юнг действительно откопал слои психики, для которых пространство и время не существует, не означает ли это, что Кант был прав?

Upd.
http://rainbow-1611.livejournal.com/157122.html

культура, личность

Previous post Next post
Up