Оригинал взят у
seleste_rusaв
28 ноября 2012 года. Экскурсия на ТЭЦ ВАЗа28 ноября стартовал проект "Блогерские среды", реализуемый энергетиками Самарского филиала ОАО "Волжская ТГК". Когда я получила приглашение принять в нём участие, очень обрадовалась возможности ещё раз побывать на ТЭЦ ВАЗа и на объектах, на которых ещё не была: на Новокуйбышевской ТЭЦ-1 и Тольяттинской ТЭЦ. Первое моё знакомство с ТЭЦ ВАЗа произошло
1 марта 2012 года.
ТЭЦ ВАЗа - одна из крупнейших теплоэлектростанций в Европе, вырабатывает до 40% электрической и 30% тепловой энергии от всей производимой в Самарской области.
При подходе к станции невольно любуешься её видом, стройными высокими трубами с клубящимся паром, стоящими рядом градирнями. Несмотря на большие размеры, выглядит она очень гармонично.
Этот год - юбилейный для Самарской энергосистемы: 29 декабря ей исполняется 80 лет. За минувшее время региональный энергокомплекс совершил грандиозный скачок в своём развитии, сумев создать и необходимые условия для улучшения качества бытовой жизни миллионов жителей Самарской области, и обеспечить энергетическую базу для интенсивного строительства сотен промышленных предприятий.
Так, столь необходимую электроэнергию и пар для эвакуированных в году войны предприятий обеспечила Безымянская ТЭЦ, введённая в эксплуатацию в 1941 году. Новокуйбышевск смог стать одним из крупнейших центров нефтехимии и нефтепереработки страны во многом благодаря вводу в 1951 году Новокуйбышевской ТЭЦ-1 и в 1962 году - Новокуйбышевской ТЭЦ-2. Начавшая отпуск энергоресурсов в 1952 году Сызранская ТЭЦ дала мощный импульс к развитию промышленности и жилищного строительства этого города. В 1960 году был произведён пуск Тольяттинской ТЭЦ, тепловую и электрическую энергию от которой получили предприятия нефтехимии и жители центрального района Тольятти. Ввод Волжского автомобильного завода был бы невозможен без пуска энергомощностей ТЭЦ Волжского автозавода в 1969 году. А ввод в эксплуатацию в 1972 году Самарской ТЭЦ решил задачу надёжного и бесперебойного теплоснабжения жителей крупнейших районов Самары.
Самарский филиал ОАО "Волжская ТГК", в которой после реформы РАО "ЕЭС России" вошла основная часть генерирующих мощностей региональной энергосистемы, является полноправным наследником Самарского энергокомплекса, и на сегодняшний день включает в себя 8 тепловых электростанций общей мощностью 3061,7 МВт, в том числе и ТЭЦ ВАЗа, на которую мы и отправились рано утром в среду 28 ноября.
ТЭЦ ВАЗа обеспечивает энергоснабжение, отопление и горячее водоснабжение Волжского автомобильного завода, Автозаводского района Тольятти и коммунальной зоны. На ТЭЦ работают с полной нагрузкой 11 турбоагрегатов, 14 паровых энергетических котлов, 14 пиковых водогрейных котлов. Она связана линиями электропередач напряжением 220 000 вольт с Единой Европейской Энергосистемой России, передавая ей избыточную мощность, которая в два раза превышает потребности Автозаводского района Тольятти.
Строительство ТЭЦ ВАЗа было начато в 1966 году в первую очередь для обеспечения нужд гиганта автомобильной промышленности СССР - Волжского автозавода. Уже в ноябре 1967 года начался отпуск тепла потребителям от водогрейных котлов. В декабре 1969 года пущено первое энергетическое оборудование.
Установленная электрическая мощность - 1172 МВт.
Установленная тепловая мощность 3903 Гкал/ч.
Основное топливо - газ, резервное - мазут.
Численность персонала - 588 человек.
2.
3. Приветственное слово директора-главного инженера ТЭЦ ВАЗа Вадима Валентиновича Николаева
4. Схема работы тепловой электростанции в простой и очень доступной форме:
5. Прежде чем перейти непосредственно к экскурсии по цехам - необходимая на сложном производстве инструкция по технике безопасности под роспись каждого участника в специальном журнале. Получив каски и беруши, отправились смотреть станцию
6. Первым делом мы попали в химическую лабораторию
7.
8. Здесь постоянно происходит определение степени чистоты воды, поступающей в паровые котлы
9.
10. Далее мы зашли в помещение неподалёку от лаборатории, в котором снимался один из эпизодов фильма, посвященного станции и её людям. Один из её сотрудников - увлечённый коллекционер моделей автомобильной техники, коллекция, собираемая не один десяток лет, насчитывает уже более 230 машин!
11. Турбинный цех
12. Огромного объёма цех с большими агрегатами, трубопроводами и...
13. ...бесконечным числом различных датчиков и приборов
14. Главный щит управления
15. Здесь происходит контроль работы всего оборудования станции и выдаются необходимые команды для работы
16. За показанием каждого прибора ведётся постоянное наблюдение
17. Турбогенератор. Пар из котла по трубопроводу попадает в турбину и вращает её. Генератор вырабатывает электроэнергию, которая поступает на повышающую электроподстанцию. Далее при помощи линий электропередачи электроэнергия передаётся на расстояния на понижающую подстанцию и после этого приходит по проводам потребителям
18. Многочисленные вентили подписаны что есть что - порядок во всём
19.
20.
21. Котельный цех
22. Здесь всё поражает размерами. Гигантские 30-метровые котлы с толщиной стенки более 10 см выглядят очень убедительно! В котлах вода при нагревании превращается в пар
23. Настоящая громадина...
24. ...уходящая ещё на несколько этажей вниз! И везде чистота и порядок.
25.
26.
27.
28. Работа котельного цеха находится под постоянным контролем:
29. Под впечатлением цехов станции выходим на её крышу...
30. ...и видим туманные окрестности, высокие трубы и много-много пара. Во время прошлой экскурсии мы здесь не были
31. Четыре огромных, но в тоже время не подавляющих, градирни для охлаждения воды
32. Цилиндрические хранилища мазута
33. Высоченные пароотводные трубы
34. Линии электропредач
35. Вид с крыши на станцию
36.
37.
38. За дорогой - ВАЗ
39.
40. После того, как мы спустились с крыши, нам предложили подняться на мостовой кран турбинного цеха и проехать по всей его длине! Но сначала была подробная инструкция по технике безопасности, нам раздали перчатки и желающие поднялись на мост крана. Надо сказать, дело это очень непростое...
41. ...на очень приличной высоте:
42.
43.
44. Плавно началось движение крана и медленно мы проехали над всем цехом. Это было очень интересно!
45.
46. Цех полностью под нами:
47.
48.
49. Мостовой кран:
50. Надо сказать, время пролетело незаметно. По завершении экскурсии гостеприимные хозяева пригласили нас к столу. Обед был очень хорош!
"Блогерские среды" продолжатся: на следующей неделе нас ждёт поездка в город Новокуйбышевск на Новокуйбышевскую ТЭЦ-1. Замечательный проект, позволяющий познакомиться со столь значимым производством непосредственно в цехах, увидеть оборудование невероятной величины и узнать как это всё работает. Большое спасибо за его отличную организацию и приглашение к участию!