A Dirge for her the doubly dead in that she died
so young
«Ленор». Эдгар Аллан По. 1831
Идея о цикле статей, рассказывающих о некоторых явлениях почти мертвой ныне готической субкультуры, у меня зрела давно, и вот сейчас Дарья помогла мне определиться с оформлением этой идеи. В своих очерках я хотела бы осветить именно литературно-изобразительное, ибо про музыку я и так пишу постоянно, кино и без меня хорошо освещено, а вот с комиксами, современной литературой про и для готиков почему-то случился информационный провал. К тому же спустя десятилетие после расцвета и бурного интереса к готической субкультуре как-то проще описывать и анализировать все это. Ну и я полагаю, читателям тоже будет интересно, «куда что девалось» и чем сейчас заняты авторы топовых гото-комиксов.
В готической субкультуре всегда были некие произведения (музыкальные, кинематографические, литературные, изобразительные), считающиеся безусловно «своими». То есть, не косвенно касающиеся субкультуры, а, пардон за кровожадный эпитет, «сварившиеся» в ней. Например, в литературном-изобразительном искусстве таким сугубо готическим проявлением, по моему скромному мнению, являются работы только двух авторов - Джонена Васкеса и Романа Дирга, о котором далее пойдет речь. Конечно, обожаемые мной комиксы Лисе Мюре, Нила Геймана, Джеймса О’Барра очень сильно повлияли на готическую субкультуру (как и она на них), но все-таки они довольно заметно выходят за ее рамки. Например, Неми - это все-таки собирательный образ современной женщины, живущей в этом обществе «не по правилам», Песочный человек - это короткие притчи о нашем и потустороннем мирах, а Ворон - это памятник трагедии и отчаяния. И эти произведения для довольно обширной целевой аудитории. Не для всех, конечно, но для многих. А Ленор и маньяк Джонни - это фан ради фана, гротеск, сюрреализм, психоделика, замешанная на черном юморе и подходящая по вкусу только адептам готической субкультуры, за редким исключением. Только этому сегменту публики эти комиксы были близки и понятны.
Итак, готосубкультуный идол, маленькая мертвая девочка Ленор была придумана художником Романом Диргом в далеком 1992 году для его журнала Xenophobe. Имя Ленор было взято из одноименного стихотворения Эдгара Аллана По, которая повествует о девушке, «что дважды умерла, скончавшись молодой». Ленор - милое маленькое создание со светлыми волосами, безумными глазами, которая, по легенде, скончалась в возрасте 10 лет, но так и не ушла в мир иной. Она живет в городке Nevermore (опять же отсылка к Эдгару По), в жутковатом особняке и общается с такими же жутковатыми персонажами. У Ленор очень своеобразные представления о добре и зле, о хорошем и плохом, что и рождает ряд курьезных ситуаций, в которые она постоянно попадает. Ленор, несмотря на всю эту криптоту, обаятельна и непосредственна, поэтому она быстро завоевала целую армию поклонников, тем самым сделав своего создателя Романа Дирга популярным художником-иллюстратором.
Click to view
Спустя почти 10 лет Adelaide Productions запустила мультсериал по мотивам комиксов, состоящий из 26 эпизодов, и маленькая мертвая девочка окончательно поработила готичные массы. А потому, что там было все - аутентичная рисовка Дирга, «ожившая» Ленор, отличная озвучка, крутой атмосферный саундтрек. В первой серии, кстати, можно наблюдать небольшое камео - продавец в зоомагазине срисован с Романа Дирга.
Click to view
В планах было снять также полнометражный мультфильм о Ленор под крылом Sony Family Entertainment. Был даже написан сценарий, но Роман не утвердил его, срок договора с компанией истек, дело заглохло. Потом о фильме вспомнили в рамках Comic Con в 2011 году, и Дирг обмолвился, что Нил Гейман (вот уж воистину круговорот авторов в природе) выступит в качестве исполнительного продюсера экранизации комикса. Но опять же ничего не сдвинулось с мертвой точки с тех пор.
Что касается творческого пути Романа Дирга - за комикс Lenore, The Cute Little Dead Girl он был трижды номинирован на Премию Айснера (наиболее престижная американская награда в сфере комиксов), а помимо Ленор - Дирг тесно сотрудничал с Васкесом в процессе создания мультсериала Invader Zim на Nickelodeon, а также выпустил в привычном ему трогательно-зловещем стиле комиксы «Монстры в моем животике», «Что-то скребётся за окном» и «Кот с действительно большой головой».
Роман не шибко активен в соц. сетях, а его сайт Spookyland.сom периодически норовит почить с миром (хотя Роман грозился восстановить его работу). По обрывочным данным, Роман Дирг долго восстанавливался после ДТП - его на полной скорости сбил пьяный водитель внедорожника. У Дирга был очень сложный перелом ноги, и, поскольку у него, как у настоящего художника, отсутствовала медицинская страховка, данный неприятный инцидент негативно сказался не только на здоровье, но и на финансах Романа. Поклонники даже запускали краудфандинг проект. Сейчас он вроде занят некоторыми анимационными проектами, а также выпустил переиздание «Кота с действительно большой головой» для Titan Comics. Кстати, именно Titan Comics до сих пор выпускает комиксы о Ленор (последний релиз состоялся в октябре прошлого года, это был 11-й по счету номер). Периодически Роман выкладывает актуальный скетчи, например, про Джорджа Мартина.
Вот такие вот дела. Периодически я размышляю, смогла бы Ленор быть столь цитируемым и растиражированным персонажем, если бы Дирг создал ее лет на 10 позже? Была бы она так замечена или «утонула» бы где-то в просторах tumblr? Печальная история с полнометражным фильмом, мне кажется, говорит об обратном. И это очень печально.
http://violanoir.com/books/roman-dirge http://www.gothic.com.ua/Sections/Art/3034.html