7. РАЗВИТИЕ

Jun 28, 2015 16:14

Природа эволюционирует, но в ней нет развития.
Развитие имеет место там, где есть человек.

Человек от природы (от рождения) имеет психическую особенность, которой нет у животных, -- суггестию. Любой внимательный наблюдатель знает об этой человеческой особенности. Человек -- существо внушающее и внушаемое. Суггестивная активность -- природой данное стремление -- изначальный инструмент развития (http://ecce-homo-ru.livejournal.com/12648.html).
Ребёнок «принуждает» окружающих к суггестивному взаимодействию (взаимосуггестия). Если окружающие удовлетворяют это его инстинктивное стремление, то он шаг за шагом играючи (бессознательно!) осваивает инструменты суггестии (главный из них -- речь).
Младший ребёнок «вписывает» себя в семейный уклад путём «психического метаморфоза» (суггестивное семейное программирование -- табуирование).
Старший ребёнок (отрок) устремляет свою активность за пределы семьи, вступая в разнообразные отношения с помощью социальных суггестивных инструментов -- поведенческих шаблонов и формул-мемов (социализация).
Юноша отличается от отрока осознанным стремлением самостоятельно по-умному «сделать свою жизнь». Нетривиальные цели достигаются упорной «работой над собой» (http://ecce-homo-ru.livejournal.com/12161.html). Суть саморазвития -- отмена «мешающих жить» суггестивных (автоматических) поведенческих стереотипов, культивирование «умных поведенческих моделей», принятие решений с помощью инструментов знания-развития.

Отсутствие педагогически благоприятной среды ведёт к затруднению (остановке) развития ребёнка. Утеря инструментальных навыков организации деятельности называется деградацией.
Это общее суждение применимо и к человеческим общностям (группе, коллективу, социальному организму). Наблюдаемая сейчас их деградация (в среднем) очевидна. Актуален вопрос о точном диагнозе и правильном «лечении» http://v-ersilov.livejournal.com/48792.html.

ИОД, развитие

Previous post Next post
Up