ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Dec 22, 2012 19:06

С.В.Попов (чуть-чуть из:)
http://circleplus.ru/circle/kentavr/n/26/026PPV1
Наиболее интересной областью методологических размышлений сейчас является «логика» изменения общественных структур и, разумеется, способы и методы осмысленной организации изменения общественных единиц и соответствующего общественного порядка.

ПАРАДОКСАЛЬНА позиция преобразователя общества. С одной стороны, он противопоставляет себя обществу, с другой - сам является продуктом этого общества и находится в рамках той же культуры. Способность помыслить иное общественное устройство представляет собой труднейшую проблему.
Наиболее простой способ - исходить из негативных оценок: смотреть, что не нравится, и пытаться исправить это. Так пытались размышлять первые утописты. Таким взглядом руководствовались руководители многочисленных восстаний в средневековом Китае или в древнем Риме. Результат известен: смена императоров приводила к воспроизводству той же системы со всеми теми же «язвами».
Другой способ - выделить тенденции или «тренды» и по ним «увидеть» другое общество. В этом упражняются фантасты и футурологи.
Третий способ - спроектировать отдельную «вещь» (или систему «вещей») и реализовать проект… Но при этом… не изменяются культурные нормы и тип организации, общество восстанавливается в прежнем виде. (Либо, если воздействие слишком сильно, в результате взаимодействия всех сил исторического процесса получится нечто совершенно иное, не запланированное).
ПАРАДОКС может быть разрешен только в том случае, если «преобразователь» в первую очередь начнет изменять не общество, а себя, и станет, соответственно, носителем новых норм культуры и типа общественной организации. Но в этом случае меняется и объект размышления - самоорганизация, позволяющая сформировать, «вырастить» новую культуру и организацию жизни.

Центры власти и влияния теряют свою жесткую привязанность к государственным образованиям и институтам… Власть начинает концентрироваться в местах, где появляется новая, более эффективная схема организации технологических, социальных и культурных институтов, дающая неожиданный инновационный эффект… Реальная власть принадлежит носителям схемы… Это делается поверх существующих институтов и других форм организации государства и жизни людей.
Самоорганизация становится фактом реальной жизни. Множество самостоятельных миров со своими культурными нормами начинают отделяться от государственной, этнической, территориальной и хозяйственной прикрепленности и жить поверх всего этого, самостоятельно, формируя собственные смыслы жизни и способы самоидентификации.
Основной точкой направленности усилий наиболее активных и образованных людей становится изменение общественных отношений. Новые формы организации общества приносят несравнимый с другими инновациями эффект - как с точки зрения появления новых ресурсов, так и с точки зрения новых возможностей власти.

юноша, самоорганизация

Previous post Next post
Up