СВОБОДА - власть над жизнью

Feb 20, 2012 14:00

Знали греки толк и в свободе, и во власти, и в жизни: жизнеутверждающая сила лаконичной формулы платоников чрезвычайно актуальна. Мы сегодня с чистого листа определяем место свободы в картине мира, разгребая завалы как модернистского мифа определенного, детерминированного и предсказуемого мира, так и постмодернистского морока противоположной крайности - абсолютизации относительности.
Каков человек, такова свобода. Предлагаю следующую стратификацию по критерию свободы.

Есть мир (мир-1) полностью несвободных людей - это мир детства. Но дети, в отличии от детерминированных животных, несут в себе «искру божью». Внятное психологическое объяснение природы «искры божьей» отсутствует. Поэтому креационисты продолжают уверенно доминировать в вопросе обретения человеком самосознания и способности свободно произвольно действовать («второе рождение»).

Мир-2 частично свободных молодых людей - это мир подростков.
Они решают задачу превращения себя из «ребёнка» во «взрослого». С помощью свободного выбора подросток освобождается от непригодных поведенческих моделей, учится склонять жизненную ситуацию в свою пользу (самоутверждение). Мир подростка - это мир предложенных жизненных обстоятельств. Ими ограничен набор поведенческих и предметных альтернатив. Поэтому свободно формируемая подростком из этих альтернатив жизненная траектория в принципе не может вывести за рамки обстоятельств (предложенные обстоятельства задают «дурную зацикленность» спроса). Эта особенность психологии свободного выбора используется для «раскрутки потребительства».

Мир-3 - это мир «рамочно-свободных» людей. «Рамочную свободу» человек обретает, расширяя рамку жизненного участия. Об обретении новых возможностей говорят как о приобретении жизненного опыта, приращении мыслительных способностей, обучении рациональным схемам анализа и принятия решений. Самоопределение с помощью профессиональных, семейных, гражданских и нравственных критериев превращает зависящего от обстоятельств подростка во «взрослого». «Взрослость» я закавычиваю, поскольку степень самостоятельности (свободы) «взрослого» относительно невелика. Он вынужден обращаться за психологической помощью к референтной группе, консультанту-психологу или психотерапевту.

Мир-4 - это мир свободных (зрелых) людей. Свободен тот, кто умеет почище любого психолога выявить и устранить факторы, лимитирующие развитие. Саморазвитие, собственно, и есть устранение этих факторов - самопреодоление. (Свобода - упрощённое представление развития, удобный способ его оценки). «Зрелый» шаг за шагом отбрасывает рамочные и мировоззренческие конструкции-протезы - жизненные опоры «взрослого». Свободный человек овладевает способностью непосредственного постижения-творения мира. (Именно эта творческая способность мощно проявляется в талантливых людях).

ребёнок, подросток, свобода, зрелый

Previous post Next post
Up