Некоторые последние действия нашего Правительства заставляют меня задуматься об особенностях восприятия реальности разными слоями русского общества.
Например, реакция государства на массовое банкротство туристических компаний в 2014 г. Руководство турфирм ведут по статье "Мошенничество": мол, продавали путевки, когда компания была обременена долгами… Сам почти банкрот, а доверчивым людям билеты впаривает - конечно, мошенник!
Но, как всегда, есть нюанс. Как работает туристический бизнес?
В конце года у отелей и авиаперевозчиков выкупаются блоки мест на будущий год на основании текущего спроса. Т.е. турфирмы выкупили места и билеты на 2014 г. в конце прошлого года из расчета спроса летом 2013 г.
А что потом? Рубль слетел на 25% вниз, т.е. все путевки точно так же подорожали, либо подорожали меньше, зато соответственно снизилась маржа прибыли самой турфирмы. Ведь выкупаются блоки за валюту, а путевки продаются в рублях. Путевки дороже - спрос меньше. Аксиома.
Но на этом не закончилось. Накалилась международная обстановка. Некоторые особо впечатлительные зрители федеральных каналов отказались от поездок зарубеж. Впрочем, мы же русские, нам все пофигу, так что это было, конечно, неприятно, но малоощутимо.
Также пока можно было терпеть повальную компьютеризацию, при которой каждый сам себе бронирует отели/билеты, не прибегая к услугам турфирм. Благо, страна у нас все еще ленивая и диковатая, таких продвинутых юзеров пока немного…
К сожалению, на фоне геополитического обострения наше государство решило запретить военнослужащим и государственным чиновникам выезжать из страны. И тут всплыл интересный факт: оказывается, наши бедные слуги государевы обычно выезжают на отдых с семьей один-два раза в год. И вот тут спрос на путевки просто рухнул.
На фоне уже понесенных затрат туристические компании пытаются как-то выжить в условиях катастрофического падения спроса. Как нормальный бизнес, они сражаются. Пытаются выплыть. А что еще остается делать?! Опустить руки? Написать докладную, что по объективным и очень веским причинам проект провалился? Но они ж не чиновники, за которых государство все спишет. Вот и пытались поднатужиться, еще привлечь клиентов, как-то перебороть рынок… Но не смогли.
Да, они виноваты: в 2013 г. не предусмотрели ЦРУшного мятежа на Украине и ФСБшного контр-мятежа в Крыму и на Юго-Востоке. Не ожидали масштабной девальвации рубля, никак не могли предусмотреть такую демократическую меру, как подписка о невыезде для всей армии, полиции и чиновников. В общем, прохлопали.
Но мошенничество ли это? Нет, это просто бизнес. Принятие рисков, прогнозирование, борьба с рынком. И уж точно не "финансовая пирамида".
Видимо, чиновнику, который рискует только по принципу "угадать и угодить" и "не попасться", такой риск непонятен. Отсюда привлечение к уголовной ответственности. Хоть, если уж по правде сказать, проблемы турфирм были порождены именно чиновниками…
Да и вообще, где обычный здравый смысл? 10-20 лет нормально работали на рынке, а в 2014 г. вдруг около десятка турфирм дружно заделались мошенниками?!...
Чиновник частника не разумеет… Чиновник воспринимает частника как врага, который государству всем обязан. И с которого нужно содрать денег. И каждый шаг которого нужно регулировать "для всеобщего блага". Для всеобщего блага девальвировали рубль и запретили выезд из страны, таким образом убив турфирмы. Всю вину, естественно, возложили на сами турфирмы, после чего решили их еще больше зарегулировать: теперь они должны будут в какой-то дополнительный страховой фонд перечислять деньги. Мол, о гражданах заботимся. И что, легче станет фирмам работать? Дополнительный налог, по сути. В то время, когда они и так загибаются. А кого это интересует? Они сами виноваты, что загибаются. "Работать надо лучше". Всем предлагается лучше работать, но Правительству почему-то не вменяется лучше думать и управлять...
Еще не утихли волны после банкротства турфирм, и очередная весть из верхов: "Министерство промышленности и торговли намерено внести в закон "О безопасности дорожного движения" поправки, ограничивающие срок эксплуатации транспортных средств. Старые автомобили на дорогах не удовлетворяют не только современным требованиям по активной и пассивной безопасности или, к примеру, уровню выхлопов, но зачастую и требованиям, действовавшим на момент выпуска этих машин. Так сказывается износ узлов, усталостные напряжения в конструкции кузова. По мнению разработчиков документа, поправить положение с развалюхами на улицах и трассах может жёсткое ограничение на срок эксплуатации тех или иных транспортных средств. Предполагается, что таким образом можно убить двух зайцев: заодно простимулировать производство новых машин".
Будем честными сами с собой: второй заяц - он же единственный. И не производство надо стимулировать, а продажи. У нас с производством все нормально, а вот продажи упали так, что заводы встали. До этого, пока с продажами все было нормально, развалюхи на дорогах никого не беспокоили.
Но тут опять возникает неприятное ощущение отсутствия контакта по линии чиновник-частник. Видимо, у чиновника единственным фактором, по которому старая машина еще используется, является лень оформить заявку на ее смену, глупая привязанность к старой машине и непонимание фундаментальных технико-экологических факторов износа техники…
Народ что же, думаете, не понимает, что старая машина - это плохо? Жрет топливо, громыхает, становится опасной, требует частого ремонта? Знает лучше вашего, потому что он не только понимает, но и за все платит сам. Это у вас все заправляется и ремонтируется за государственный счет.
Только знаете тут какая штука… Русские ведь не из любви к искусству катаются на "классике" 20 летней давности. У них просто денег нет. Точнее, есть с десяток более важных трат, чем смена еще нормально работающей машины: ЖКХ, учеба детей, страховки, медицина. Ведь сейчас все платное. При 18 тысячах средней зарплаты и 10 тысячах средней пенсии можно, конечно, накопить тысяч 300… Только в идеальном мире: без ЖКХ, без платы за лечение и учебу, без обязательных поборов в виде ОСАГО, страховок, бесконечных новых налогов на то да се, без задирающих цены на продукты продуктовых антисанкций…
Конечно, в последнем наше государство ну никак не виновато. Цены растут вовсе не из-за каких-то там самоблокад, а потому что "корма подорожали", причем еще в прошлом году…
Думаете, людям не хочется пересесть со старой "классики" на новые Фабии и Солярисы, или Гранты и Весты? Очень хочется. А про Бумеры народ вообще песни слагает…
Но если вы так странно поставите вопрос, то люди просто останутся без машин. Потому что купить новую все равно не смогут. Даже с утилизационным сбором до 50 тысяч, даже с "выгодным автокредитованием" под 20% годовых.
Нормальные управленцы могут обсуждать разные идеи. Но некоторые из них должны отбрасываться еще на уровне дискуссии как явный идиотизм. Потому что меня лично как гражданина пугает такое странное брожение умов начальства.
Впрочем, на этот страх и рассчитано.
С турфирмами все просто. Незачем русским ездить по заграницам, когда есть Сочи и Крым, где нужно инвестиции отбивать. Испугаются Запада и банкротства турфирм, и вынуждены будут остаться на Родине. Страх - элемент патриотического воспитания!
С утилизацией старых авто тоже просто. Сейчас пошумят про запрет, а потом, так и быть, по многочисленным просьбам ошарашенных и испуганных трудящихся, заменят утилизацию повышенными налогами на старые машины. Сборы повысятся, но люди вздохнут с облегчением. Парадоксально, но факт. Тонкости политики, однако.