Часть 1Итак, чего ради неверующему человеку тратить время на то, чтобы выяснить как один миф (миф о Прометее) соотносится с другим (христианским мифом)? Ведь и то, и другое для неверующего человека - выдумки наших непросвещённых предков, обходившихся этими выдумками за неимением научной картины мира.
Для ответа на этот вопрос имеет смысл, во-первых, уточнить терминологию, и, во-вторых, ввести некую систему координат, относительно которой можно определять разные способы существования человеческих сообществ.
Начнём с терминологии.
Договоримся о том, что такое миф. Часто в обиходном употреблении слово миф является синонимом любой выдумки или сознательной мистификации. На самом же деле, миф - это древнейшая форма единой системы миропонимания, объясняющая человеку происхождение, устройство, законы и смысл существования всего мироздания и место человека в нём.
Эта форма появилась до того, как знание человечества о мире разделилось на религиозное, философское, научное, эстетическое, этическое. В силу своей древности миф обладает одним несомненным достоинством - цельностью. Истина, красота и нравственность присутствуют в мифе ещё не разделившись и не противостоя друг другу. Именно поэтому мифы самых разных народов обладают для человека 21-го века ценностью, далеко выходящей за пределы фольклора и литературы. Всматриваясь в зеркало мифа, человек понимает многое не о своих необразованных пращурах, а о себе самом.
Определившись с терминологией, займёмся системой координат.
Мы уже упомянули об истине, красоте и нравственности, которые в мифе существуют нераздельно. Почему бы нам не взять их в качестве трёх осей нашей системы координат?
Ø Под Истиной (И), в первом приближении, будем разуметь адекватность наших представлений о той реальности, которую мы представляем.
Ø Под Красотой (К) - соответствие идеальному образу (ведь недаром противоположность красоте - безОБРАЗие).
Ø Под Нравственностью (Н) - следование единому стандарту блага в отношениях между людьми (не делай другому того, чего не хочешь себе, и, напротив, поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой).
В такой системе координат можно позиционировать и сравнивать человеческие сообщества не по принципу «нравится-не нравится», а по объективному набору критериев, отражающих отношение этих сообществ, как к своим членам, так и к членам других сообществ.
Всё пространство нашей системы координат оказывается поделенным на восемь сегментов, задаваемых набором трёх координат, могущих принимать как положительные, так и отрицательные значения.
К примеру, сообщество, где человек рассматривается как динамический процесс, имеющий потенциал к восхождению, окажется в сегменте (И+, К+, Н+).
Координата «Истина» положительна потому, что возможность восхождения была продемонстрирована на практике представителями нескольких поколений советских людей.
Координата «Красота» положительна потому, что критерий прекрасного был частью осуществляющегося восхождения.
Координата «Нравственность» положительна потому, что условием восхождения являлись братские, нравственные отношения в советском сообществе.
Прекрасной иллюстрацией сообщества из (И+, К+, Н+) сегмента является фильм «Коммунист».
А вот сообщество, где белокурая бестия хочет повелевать унтерменшами (недочеловеками), окажется в сегменте (И-, К+, Н-).
Координата «Истина» фашистского сообщества отрицательна потому, что истинность этой модели не выдержала проверки практикой, унтерменши эту бестию побили, а кроме того, в пределе это сообщество тяготеет к смерти, то есть уничтожению существующей реальности.
Координата «Красота» положительна потому, что некая эстетика бестии была присуща, своему идеалу бестия соответствовала и себе нравилась очень.
Координата «Нравственность» отрицательна потому, что нравственность отвергалась за ненадобностью.
Современное потребительское сообщество, которое так стараются построить на постсоветском пространстве, окажется в сегменте (И-, К-, Н-).
Координата «Истина» общества потребления отрицательна потому, что оно (общество) не выстраивается, люди ищут других смыслов или предпочитают алкоголизацию и глум потреблятству, а страна движется к гибели по наклонной плоскости регресса.
Координата «Красота» отрицательна потому, что гламур имеет своим содержанием не идеал, а искусственно создаваемые и планомерно сменяемые стереотипы, внедряемые в сознание потребителей.
Координата «Нравственность» отрицательна потому, что манипулятивное управление человеком для превращения его в потребителя не соответствует единому стандарту блага - манипулятор отнюдь не хочет, чтобы манипулировали им.
Ну, а теперь вернёмся к мифу о Прометее.
В пространстве нашей системы координат миф о Прометее, а значит, и сообщество, его создавшее (назовём это сообщество древнегреческим) находится в сегменте (И+, К+, Н+).
Вся европейская культура в целом, и русская православная культура в особенности, являются наследницами греческой культуры с её мощнейшим зарядом гуманизма, то есть представления о человеке, как о величайшей ценности на земле. Эта ценность такова, что Прометей сознательно идёт на риск неподчинения верховному богу Зевсу и выводит человечество из состояния отверженности и темноты, похищая для людей огонь из олимпийского пританея. Будучи прикованным и истязаемым за это непослушание, Прометей жалуется не абы кому, а Матери-Земле и Эфиру то есть древнейшим началам, призывая их в свидетели творящейся несправедливости.
Этот заряд античного гуманизма создал благодатнейшую почву для восприятия проповеди христианства, которое превратило восточную часть Римской Империи в Византию, надлого пережившую западный Рим, деградировавший под девизами «человек человеку волк» и «хлеба и зрелищ» и павший под ударами варваров.
Этот заряд гуманизма, многократно усиленный христианской традицией, оказал огромное влияние на формирование целой когорты европейских мыслителей-гуманистов. Именно несоответствие гуманистического представления о человеке тому положению, в котором человек оказался в капиталистическом обществе европейских стран, побудило Маркса к созданию множества трудов, обосновывавших необходимость и описывающих способ устранения этого несоответствия.
Русская классическая литература, воспринявшая православный идеал христианского братства и буквально напитанная тем же гуманистическим представлением о человеке, воспитала поколения разночинной интеллигенции посвятившей себя делу просвещения народа и служения ему.
Представители этой интеллигенции после катастрофы февраля 1917 года сумели, синтезировав наработки Маркса и многовековую практику русской общинности, осуществить посткатастрофическую сборку и воссоздание страны.
Воспитанное в традиции этого гуманистического представления о человеке молодое поколение советского сообщества, принадлежащего (И+, К+, Н+) сегменту нашей системы координат, осуществило Русское Чудо стремительной индустриализации страны и подготовки её к грядущей войне с фашистким сообществом из сегмента (И-, К+, Н-).
В страшной войне поколение наших дедов и прадедов разгромило это сообщество и существенным образом повлияло на классические капиталистические сообщества (И+, К+, Н-).
Координата «Нравственность» классического капиталистического общества отрицательна как потому, что эксплуататоры, естественно, не хотят, чтобы эксплуатировали их, так и по другим причинам, которые мы сейчас обсуждать не будем.
Отрицательное значение координаты «Нравственность» капиталистических сообществ эпохи модерна и глобалистических транс-национальных элит эпохи постмодерна сделало возможной не только войну с альтернативно организованными сообществами сегмента (И+, К+, Н+), но и, в конечном счете, войну с историей, как источником этой альтернативности.
Для этого гуманистическое представление о человеке, идущее, как мы видим по мифу о Прометее, из глубокой древности, многократно усиленное и сущностно преображённое христианством, пытаются представить теперь как позднейшую «прекрасную, но опасную утопию» неких мечтателей-идеалистов.
В сегментах нашей системы координат с отрицательными значениями нравственности (Н-) такая ложь вполне приемлема. Но нам-то на неё покупаться зачем? Именно для того, чтобы распознать и разоблачить эту ложь человеку с активной гражданской позицией, независимо от того, верующий он или нет, необходимо ясно понимать соотношение образа Прометея с христианским взглядом на человека и его высочайшей ценностью для его Творца и Спасителя Иисуса Христа.
Разговор о том, почему это соотношение ещё более важно для человека верующего, мы продолжим в следующей части этой статьи.