70 лет АЛСИБу

Sep 25, 2012 00:52

24 июня 1941 г. президент США Ф. Рузвельт заявил о поддержке СССР в войне с Германией, и в тот же день были разморожены советские счета в банках США. 11 июня 1942 г. было подписано соглашение о поставках в нашу страну американской военной техники, в том числе самолетов, а также боеприпасов, продовольствия и т. д. на условиях ленд-лиза.

Было принято совместное решение, что самолеты будут поставляться морскими конвоями в порты Мурманск и Архангельск и через иранские порты северного побережья Персидского залива, а также перегоняться по трассе протяженностью 6 334 км с Аляски через Берингов пролив над территорией Чукотки, Колымы, Якутии до Красноярска. Назначенный командиром перегоночной дивизии знаменитый полярный летчик И. П. Мазурук, характеризуя избранный авиамаршрут, писал: «Авиатрасса длиной почти 6 500 километров проходила над одним из самых суровых районов нашей страны, зато расстояние над морем было сравнительно небольшим. Более пяти тысяч километров этого пути пролегало над тундрами, горами и хребтами, непролазными дебрями тайги. Единственными транспортными путями в короткое лето были пересекающие трассу реки Анадырь, Колыма, Яна, Лена, Енисей. Привычных ориентиров для летчиков - дорог, населенных пунктов и тому подобное - не было. Магнитные компасы там работали ненадежно. Точных карт местности также не было. Но лучшего воздушного пути не существовало».

Авиаплощадки строились при активном содействии местного населения, а также с использованием труда заключенных Севвостлага. Аэродромы были построены в Марково, Анадыре, Певеке, Хандыге, Чайбухе, Омолоне, Кедоне, Сеймчане; гидроаэродромы - в Гижиге, Магадане, Чайбухе. Трасса была оборудована в кратчайшие сроки. Официальное ее открытие состоялось 25 сентября 1942 г., когда на основании сообщения И. П. Мазурука о готовности авиатрассы было принято постановление бюро Чукотского окружкома ВКП(б). 29 сентября подполковник П. Недосекин провел с аэродрома Ледд-Фильд близ Фербенкса через Берингов пролив первые 12 бомбардировщиков А-20 «Бостон», которые благополучно совершили посадку на аэродроме Уэлькаль. Самолеты перегонялись несколькими перегоночными полками, которые работали каждый на своем участке. 2-й перегоночный авиационный полк (командиры: подполковник А. Г. Мельников, позднее подполковник М. И. Павленков) базировался в Уэлькале. Его летчики перегоняли самолеты по сложнейшему участку трассы в 1 400 километров над безлюдной центральной частью Чукотки, над высокогорным районом Омолона и Колымским хребтом до Сеймчана. 3-й авиаполк (командиры: подполковник Н. Твердохлебов, затем майор Б. И. Фролов) вел самолеты по маршруту от Сеймчана до Якутска (1 167 километров) над хребтами Черского и Верхоянским, над Оймяконом - полюсом холода. Холод (до -50оС) нередко сопровождался устойчивыми туманами, поэтому со второй половины ноября до середины февраля перегонка велась преимущественно по побережью Охотского моря через Магадан и дальше на Якутск.

В первые месяцы при перегонке в крайне тяжелых условиях самолеты часто терпели аварии, и в колымской тайге оставались лежать безвестные герои. В 1972 г. в поселке Кадыкчан Сусуманского района на могиле погибших летчиков экипажа капитана И. А. Ковылина был установлен памятный обелиск. В начале 1980-х гг. группа энтузиастов-краеведов под руководством В. П. Матвеева предприняла экспедиции в район реки Нагаин, где были обнаружены останки военных самолетов. Позже были установлены имена членов этих экипажей, а 9 мая 1983 г. воздвигнут обелиск в честь летчиков, погибших на сеймчанском отрезке трассы АЛСИБ.

Всего за годы войны было реконструировано и построено 16 аэродромов, 275 зданий и сооружений, по трассе перегнали 7 928 боевых самолетов. К концу войны воздушная трасса превратилась в большое и сложное хозяйство, которое явилось хорошей основой для дальнейшего развития воздушного транспорта на Северо-Востоке и в Восточной Сибири.

(Календарь дат и событий обл. б-ки им. А. С. Пушкина).



Текст постановления №ГКО-739с о создании Красноярской воздушной линии. 9 октября 1911 г.
В дни, когда гитлеровцы уже готовились к победному параду на Красной площади, в период с 29 сентября по 1 октибря 1941 г. в Москве прошла трехсторонняя конференция союзных держав. На ней США и Англия обязались поставлять Советскому Союзу, начиная с октябри 1941 г, но 400 самолётов ежемесячно. Среди главных вопросов па встрече обсуждались и маршруты доставки американских боевых самолетов в СССР, включая Восточную Сибирь.
Уже через неделю после окончании Московской конференции, 9 октября Государственный комитет обороны (ГКО) принял постановление №739с «О воздушной линии Красноярск-Уэлен», и котором было решено «обязать Главное управление Гражданскою флота» (ГУ ГИФ) приступить к расширению имевшихся сухопутных аэродромов, изысканиям и строительству новых основных аэродромов и запасных площадок для линии, пролегавшей через Аляску, Чукотку, Колыму и Якутию. По ней можно было бы организовать перетопку американских самолётов своим ходом на советско-германский фронт. Кроме того, действовавшие аэродромы Полярной авиации Главсевморпути и Дальстроя НКВД в Анадыре, Марково, Сеймчане, Береляхе и Верхне-Колымске (Зырянке) также передавались в ведение ГУ ГВФ. Впоследствии эта трасса станет легендарной и войдёт в историю Великой Отечественной войны под названием «АЛСИБ» или «Аляска - Сибирь».
Решение руководства страны являлось смелым и неожиданным, так как до тех пор по этому направлению полёты колёсных самолётов вообще не производились. В тех местах эпизодически летали только лётчики Полярной авиации: летом - на гидросамолетах, а зимой на лыжах. Перед коллективом ГВФ, который возглавлял известные полярный пилот, Герой Советского Союза генерал-майор B. C. Молоков, была поставлена тяжелейшая задача: воздушные трассы и аэродромы должны быть расположены в местах, где никогда не ступала нога человека, пересечь ряд горных хребтов и начать работу в невиданно короткие сроки. Готовность магистрали была определена к 30 декабря 1941 г., то есть через 3 месяца после принятия постановления ГКО.
....................................................



Митинг no случаю завершения строительных работ на аэродроме Марково. 1944 г.
Уже к началу октября 1942 г. на трассе было введено и строй 10 аэродромов: ранее действовавшие Красноярск, Якутск к 8 новых. Базовые - Киренск, Сеймчан. Уэлькаль, а также промежуточные и запасные - Алдан, Олёкминск, Оймякон, Берелех и Марково. Строились и другие запасные площадки с грунтовыми взлётно-посадочными полосами (ВПП) Бодайбо, Витим, Усть-Мая, Хапдыга, Зырянка и Анадырь. Некоторые из них предназначались только для зимнего действия.



Бомбардировщики А-20 «Бостон» на стоянке в Фэрбенксе перед перелётом в СССР. Аляска. США. 1943 г.

Из книги  Полярная авиация России



Герой Советского Союза Мазурук Илья Павлович


Над Верхоянским хребтом, одним из наиболее сложных участков перегонки. Опасная красота - в случае отказа мотора летчика мог спасти только парашют. Но вызволить его из ледового плена гор уже не могла никакая экспедиция.
http://statehistory.ru


Товарищи по оружию. Фэрбенкс, Аляска
http://pobeda.krskstate.ru



В городе Фэрбенксе, откуда уходили самолеты в свой долгий путь до фронта, стоит памятник летчикам - советскому и американскому. Они смотрят в сторону Берингова пролива.
http://pobeda.krskstate.ru



Памятник в Якутске лётчикам-перегонщикам
http://statehistory.ru



Историческое здание а/п Сеймчан (постр. 1943 г.). Новые власти собираются его снести
  http://www.fotoalbom.su



Мемориальная табличка на здании Сеймчанского а/порта
http://imagadan.livejournal.com

Подробнее про АЛСИБ можно прочитать в книге:
А. Почтарёв, Л. Горбунова   Полярная авиация России. 1914-1945 гг. Книга первая   -   М.: Paulsen, 2011
Электронный вариант книги имеется в Колымской библиотеке (2-я страница каталога)

Северо-Восток, авиация, война

Up