Как устроен подводный бокс

Jun 14, 2010 16:08



Важнейшее оборудование в подводной фотосъемке - это вовсе не камера или объектив, это бокс, порты и вспышки. От надежности бокса напрямую зависит жизнь камеры и оптики, а от его веса, эргономичности и расположения элементов управления зависит весь процесс съемки. Хороший порт из закаленного стекла обеспечит четкую контрастную картинку и не поцарапается, а без вспышек нырять с фотоаппаратом в большинстве случаев просто бессмысленно. Но обо всем по порядку...


Начнем с устройства бокса. По своей сути это просто металлическая или пластиковая герметичная коробка из двух половинок с кнопочками на одной половинке и с дыркой под объектив на другой. Металлические боксы считаются самыми надежными, но и пластиковые боксы тоже бывают ничего, только товарный вид теряют чуть быстрее, поэтому металлические считаются еще и более симпатичными :) Небольшой плюс пластикового бокса - это возможность пользоваться встроенной вспышкой камеры, ну и еще в нем сразу видно, как наливается вода в случае разгерметизации отсека, и как захлебывается ваша любимая камера) Я пользуюсь двумя металлическими боксами производства Sealux (Германия) и Subal (Австрия), потому и рассказывать буду про них. Итак, бокс Sealux в разобранном виде:



Циферки: 1 - задняя половина бокса, 2 - передняя половина бокса, 3 - электронные синхрокорды для вспышек, 4 - подводные вспышки без крышечек, 5 - крышечки! 6 - порты, два плоских и один сферический на удлинительном кольце, 7 - жидкость для ухода за аллюминием, 8 - угловой видоискатель, который я не смог поставить, 9 - шаровые зажимы для палок под номером 10, 10 - палки!, 11 - еще арматура, 12 - и опять арматура, этим вспышки прикручивать к палкам надо, 13 - крепеж для вспышек, 14 - уплотнительные резиновые кольца для вспышек, 15 - силиконовая смазка для этих самых колец, 16 - олдскульный кэнон 400д, 17 - личное оборудование водолаза :)

А теперь остановимся на каждой детали поподробнее. Половинки бокса вытачиваются на программируемых станках из цельного куска алюминия, после чего их анодируют (при анодировании на поверхности металла образуется слой защитной пленки из окислов алюминия) и покрывают сверху тефлоном. Прочность у них чудовищная: герметично закрытые металлические боксы должны переносить значительное давление (до 10 атмосфер по паспорту, это соответствует рабочей глубине в 90м), поэтому толщина стенок у них приличная, и весят они огого. На передней и задней половинах расположены все органы управления камерой, все они механические: кнопки на боксе продолжаются в палочки внутри бокса, которые нажимают кнопки на камере, рычажки на пружинах нажимают на спуск, а колесики камеры крутятся через систему шестеренок. Все настолько просто, что даже непонятно, как это можно сломать :) Все эти палочки-кнопочки очень плотно подогнаны к сквозным отверстиям в боксе и дополнительно герметизируются двумя резиновыми кольцами на входе и выходе из стенки бокса. Мерзкие производители фототехники постоянно меняют габариты своих камер и расположение экрана и кнопочек, и поэтому под каждую конкретную модель камеры вытачивается свой уникальный бокс, и именно поэтому фирмы-производители боксов тормозят по полгода, прежде чем выпустить боксы под самые свежие фотики - мало того, что нужно спроектировать новую болванку, запустить конвейер и насверлить дырочек в других местах, так их еще и протестировать надо во всех мыслимых и немыслимых условиях. Половины бокса скрепляются двумя очень тугими защелками с блокировкой, а полная герметичность обеспечивается уплотнительным резиновым кольцом, которое идет по всему периметру бокса, да еще вдобавок смазано гидрофобной силиконовой смазкой. Задняя половина бокса Sealux:



Внутри бокса есть совсем чуть-чуть электроники, целая микросхема! Это разветвитель вспышек. Когда засовываешь камеру в бокс, то ей в горячий башмак нужно вставить специальный адаптер, проводки из которого идут на микросхемку, а дальше расходятся к двум выходам, через которые сигнал от камеры по синхрокордам передается вспышкам. Если чего-то там неправильно прикрутить/подсоединить в этом разветвителе, то дорогостоящие вспышки либо просто не будут работать, либо вообще сгорят. Я с обоими боксами столкнулся с такой проблемой, и пришлось разбираться как там все устроено. Совсем не сложно ;) Опционально в бокс устанавливается еще один полезный "электроприбор" - датчик протечки. Это просто батарейка и два контакта у самого дна бокса. Когда они замыкаются через воду, загорается лампочка, которая светит водолазу прямо в правый глаз. Некоторые модели таких датчиков еще умеют очень громко и истошно пищать, чтобы уж наверняка довести подводного фотографа до инфаркта. Сама камера крепится в боксе либо винтиком на стационарной площадке (Sealux, не удобно ни разу), либо прикручивается на съемную площадку и в одно движение вставляется/вынимается из бокса (Subal, чертовски удобно). Камера встает в боксе как влитая и не трясется вообще, ну и ее по другому просто не вставишь туда) Это круто, так как все управление всегда совпадает идеально.



Про фотку: Передняя половина бокса Subal. По центру свисает проводок с адаптером в горячий башмак, сверху - разветвитель, справа на стенке висит батарейка, от которой вниз идет проводок с оголенными контактами - это датчик протечки, внизу две рельсы, по которым в бокс въезжает площадка с прикрученной камерой, зубчатое колесо слева - зум-привод для объектива. Толщину стенок тут тоже можно заценить.

Все современные боксы имеют целый набор сменных портов под самые разные объективы. Порты бывают плоские и сферические. В первом случае это просто металлическая труба с байонетом под свою марку бокса и с толстенным закаленным стеклом, а во втором - это огромных размеров стеклянная полусфера, которая позволяет снимать фишаями и сверхширокоугольными объективами без искажений, ну то есть с любыми объективами с фокусным расстоянием меньше 20mm нужно использовать сферический порт, иначе края кадра превратятся в мыльное г. В зависимости от размера объектива их используют вместе с удлинительным кольцом. Вот, к примеру, Canon 16-35:



Более дешевые порты делаются из акрила, более дорогие - из стекла. Стеклянные порты не царапаются (почти) и выдают более контрастную картинку. Еще порты бывают с приводом ручной фокусировки - это очень полезно для макро-съемки, например. Внутри порта в этом случае есть зубчатое колесо, которое крутится через ручку снаружи, а на фокусировочное кольцо объектива поверх надевается еще одно зубчатое кольцо, которое сцепляется с колесом бокса. Только надо не забыть отключить автофокус:)

Уфф... Дошли до вспышек) Подводные вспышки - это целый самостоятельный организм, который может работать вполне себе автономно. Подводные вспышки подходят к самым разным моделям камер, им главное, чтобы разъем для синхрокорда на боксе совпадал с их контактами. Подводные вспышки выдают очень широкий и мощный пучок света, а также имеют встроенный пилотный свет, с которым можно спокойно плавать в темных морских глубинах без фонаря, но вообще он нужен для фокусировки на объекте, и чтобы точно знать, куда направлена вспышка. У меня вспышки фирмы Inon, модель Z-240, целых 5 штук =) Другие я не пробовал, но эти, на мой взгляд, просто отличные! У вспышек есть несколько режимов работы, в том числе ручная настройка и пых в полную мощность. Они даже умеют работать в режиме TTL, но для этого нужен специальный конвертер, который делает TTL камеры "съедобным" для вспышки, в противном случае она может иногда ошибаться. У меня такого конвертера нет) Синхронизация вспышек с камерой осуществляется либо через электрический синхрокорд, либо с помощью оптических кабелей. С электричеством все понятно, это просто шнурок с контактами, а вот с оптической синхронизацией я практически не работал. Дело в том, что в некоторых моделях боксов есть возможность поднимать встроенную вспышку камеры, и есть специальные дырочки, через которые свет от маленькой вспышки по оптоволокну идет к светоулавливающему сенсору на вспышках подводных. Я пользуюсь этим совсем в других целях: лабораторная макро-съемка с такими вспышками - одно удовольствие! Для этого нужно поставить внешнюю пыху на камеру, а две подводных просто положить на стол по краям от чашки с объектом, предварительно отвинтив им колпачки с сенсоров и выставив соответствующую мощность импульса вручную. Очень удобно. Еще на природе макро прекрасно с ними снимать) Вспышки питаются от четырех пальчиковых аккумуляторов АА, их хватает выстрелов на 200-300, в зависимости от силы импульса. Отсек с батарейками герметизирован все теми же резиновыми кольцами в смазке, но все равно бывает, что протекает.



Вспышки не плавают просто так за боксом, а должны на чем-то держаться, для этого к боксу присоединяется еще куча арматуры, всевозможные кронштейны, шаровые зажимы, палки разной длины и разного веса, ручки, в конце концов. Ручки, кстати, это тоже немаловажная деталь. Некоторые производители думают, что подводные фотографы плавают исключительно в теплых морях без перчаток и спокойно управляются со всеми кнопочками и рычажками, поэтому делают их маленькими и типа аккуратненькими, но мы то суровые северные дайверы ныряем в трехпалых варежках из 7мм неопрена, в которых мелкая моторика нифига не работает. Поэтому для таких "толстых" ручки бокса должны быть широкими и ухватистым, в этом плане Sealux со своими прямыми палками рулит. Хотя с виду кажется, что анатомические ручки Subal удобнее, ничего подобного) Но у субала зато есть затягивающийся ремешок, гениальная и простейшая штука. Вообще, эргономика бокса - это крайне важная вещь! Понятно, что ко всему привыкаешь, но все же с "правильным" боксом настолько комфортно нырять, все так удобно, что и на суше бы с ним снимал все время, только тяжелый уж очень... Мне нравятся оба бокса, у каждого свои прелести и свои недостатки есть, но Subal все же покруче будет ;)





Помимо крепежной арматуры к боксу обязательно нужно привязать веревочку с карабином, которым этот бокс надо к себе пристегивать во время погружения, и желательно еще навесить поплавков, чтобы камера имела нейтральную или небольшую положительную плавучесть, а то руки под водой устают ее держать, да и на дно она тянет) У нас был забавный случай, когда я только-только начал осваивать подводную фотографию С огромными трудами и за большие деньги мы купили наш первый профессиональный комплект техники, собственно 400d, бокс под него и вспышки, и где-то на четвертом-пятом погружении с камерой мы нарвались на сильное приливное течение. Про течение стало ясно еще в лодке, но кто же знал, что нас сразу после прыжка в воду оторвет и понесет вдаль. Просто когда ты спрыгиваешь с лодки, то делаешь это без бокса, чтобы тебя сверху им не пришибло, так что подают его тебе потом, но в этот раз все было не так, мы-то уплыли, и человек в лодке думал, что бокс тоже умеет плавать, раз он такой весь из себя профессиональный, и посмотрев на удаляющегося меня (лодка стояла на якоре) просто аккуратно положил камеру в воду, типа доплывет, а я поймаю. У меня аж дыхание перехватило. Бокс плавно шел ко дну, пока я отчаянно молотил ластами в его сторону и только лишь успел увидеть, как он в мутной зелени где-то вдалеке внизу растворяется. Делать было нечего, погрузились и пошли искать его зигзагами по дну, хорошо хоть течение немного потише было там, минут через 15 мы его нашли все же в каких-то кустах ламинарии, но все это время я свой ритм даже примерно сосчитать не мог)) Кстати, единственное мое фото с камерой под водой именно с того погружения:



Очень я тут крепко держу бокс:) У нас тогда еще мыльница была с собой старенькая соньковская, она так себе снимала, но запаковывалась в такой огромный металлический бокс Gates, и в нем 4 раза у нас эти камеры заливало, каждый раз с концами) Вообще, какой бы крутой и надежной техника ни была, всегда происходит что-то неожиданное. Уже дважды я выливал воду из бокса с 400d, слава богу, вовремя ее там замечал, датчик протечки у него не работал:) Не работали разветвители вспышек у обоих боксов по совсем разным причинам, в абсолютно герметичный угловой видоискатель субала залилась вода между линзами и не хотела испаряться и выливаться еще несколько месяцев - конечно, он же герметичный! Поломался импульсный свет у одной вспышки и пилотный у другой, а третья вообще не загорается от синхрокабеля, поэтому приходится светить на ее оптический сенсор импульсом соседней вспышки и придумывать хитровывернутые схемы освещения. В общем, не все с ними гладко =) Но нельзя заканчивать на такой печальной ноте, вот фото мокрой попы субаловского бокса после очередного удачного погружения - это другое дело! А вообще, я не ожидал, что так много напишу про такую вроде бы простую штуку.



Если у вас остались какие-либо вопросы, буду рад на них ответить )
А еще буду рад дополнениям и замечаниям.

Оригинал статьи можно прочитать у меня на сайте: http://clione.ru/391
Там картинок больше =)

hardware, lessons

Previous post Next post
Up