Уклеин Семен Матвеевич
Знаменитый распространитель и организатор на почве священного писания молоканских общин в XVIII веке Семен Матвеевич Уклеин родился в 1727 году от православных родителей. Местом его рождения было село Уварово Борисоглебского уезда Тамбовской губернии.
С самого детства Уклеин вел тихую Христианскую жизнь: занимался чтением книг. За свою необыкновенную кротость и столь несвойственное в то время чтение книг, Семен Матвеевич, или как называли его простонародно "Семушка", ещё в бытность его в православии получил прозвище блаженного человека. Знание портняжнего ремесла давало ему возможность ходить по селениям, а тихая и скромная жизнь привлекала к нему расположение народа. Кто-то из любви к нему посоветовал ему приобрести редкую в то время Библию, сказав: "В ней все написано".
Приобрев Библию, Семён Матвеевич Уклеин изучал её долгое время. Наконец, Библия открыла ему духовное христианство в поклонении и служении Богу духом.
В то время в Тамбовской губернии было уже молоканство и духоборчество. Идея молоканства не называлась ещё тогда этим именем, а называлась "духовными христианами". Не были объединены и сформированы в общины. У духоборцев же был начетник-наставник, Илларион Побирохин, с которым познакомился Уклеин, в надежде видеть в нем истинного проповедника. Но Побирохин, называя Библию "Хлопотницею" и отвергая её, как непогрешимое слово, оттолкнул от себя Уклеина, который считал Библию единственным источником спасения.
Приятная, представительно-внушительная наружность, строгая, почти аскетическая жизнь, необыкновенная начитанность в священном писании, красноречивые, живые и увлекательные проповеди скоро поставили Семёна Матвеевича Уклеина во главе Тамбовских молокан, и, таким образом, молоканство и духоборчество перед глазами правительства и духовенства открыто разветвилось на два древа: молокан и духоборцев.
Поселившись в 1762 году в селе Рыбном Моршанского уезда Тамбовской губернии у Моршанского купьца Семёна Андреевича Швецова, Семён Матвеевич Уклеин начал с большим успехом формировать общины, группируя около себя помощников из лучших грамотеев того времени, которые и содействовали ему во всем.
До 1765 года С.М. Уклеин со своими помощниками действовал свободно, не имел ни каких препятствий ни со стороны православного духовенства, ни со стороны гражданского начальства. Но в 1765 году Тамбовская консистория о действиях Уклеина донесла святейшему Синоду и назвала сформированные им общины "Молоканство", потому что они не соблюдают установленных православною церковью постов, едят в постные дни скромное и преимущественно молоко, как более употребительное в хозяйственном быту крестьян. По сему, сформированные Семёном Матвеевичем Уклеиным общины "духовных христиан" стали называть молоканами, и название это сделалось общеупотребительным, сохранилось до настоящего времени. Тогда началось преследование.
Семён Матвеевич Уклеин и преемники его в делах распространения и объединения молоканства убедились, что нашли истинный путь Христов. С Библею в руках ходили со двора во двор, из села в село. С верою в сердце, не боясь преследования, проповедовали свое учение, увлекая народ простым и доступным его понятиям учением.
Во всех сформированных общинах Семён Матвеевич Уклеин ввел стройное библейское пение, для чего поставлены были с лучшими голосами певцы и певицы. Утвердив духовное богослужение, он решился заявить свое учение перед народом открыто. Окружённый своими учениками, он торжественно, с пением библейских псалмов вошел в город Тамбов для открытой проповеди духовного христианства. Но местная полиция схватила его и заключила в тюрьму, в которой он терпеливо оставался в продолжении одного года.
Императрица Екатерина II, которой донесено было о таком поступке Семёна Матвеевича Уклеина, повелела: отдать его на увещание православного духовенства, а если ж не раскается в своих заблуждениях, передать суду. Не желая напрасно пропадать без пользы для своего учения, он притворно раскаялся и обратился в православного, исполнял все церковные уставы, и потому был выпущен из заключения.
Получив свободу, Уклеин удалился в село Рассказово Тамбовского уезда, продолжая свою неутомимую проповедническую деятельность. Опасаясь преследования духовенства, он поручил ученикам своим поддерживать организованные общины духовных христиан в Тамбовской губернии, сам переехал в село Пески Новохоперского уезда Воронежской губернии. Распространив и здесь молоканство, он в семидесятых годах XVIII столетия возвратился было опять в Тамбовскую губернию, где поселился в селе Дурникино Балашавского уезда. Результатом его приезда был переход в молоканство более половины того селения со священником Саввою Ивановым во главе.
В селе Дурникино Семён Матвеевич Уклеин приобрел для себя дом, обзавёлся хозяйством. Отсюда стал разъезжать по всей Саратовской губернии, проповедуя молоканство и устраивая общины.
Во время своих поездок по Балашовскому уезду, он встретил наставника жидовствующих Семёна Долматовича Долматова, которого без особенного труда обратил в молоканство, а за ним и множество его последователей, сделав его одним из своих деятельнейших учеников.
Из всех обращенных в молоканство в Саратовской губернии, более всех обратил на себя внимание Уклеина Исай Иванович Крылов, человек молодой и хорошо грамотный, из крепостных крестьян. По совету Семёна Матвеевича Уклеина, Крылов был выкуплен от помещика молоканами в надежде увидеть в нем заместителя состарившегося Уклеина.
Крылов скоро прославился среди молокан и поселился в селе Саламатино Камышского уезда.
Достигнув своей цели в трех губерниях, Семён Матвеевич Уклеин должен бы был успокоиться на время и наслаждаться плодами посеянного учения. Но непоколебимая вера в свое призвание повлекла его и из Саратовской губернии далее по России проповедовать молоканство. Он проехал губернии Екатеринославскую, земли Донских казаков, побывал даже и на Кавказе. Везде имел хороший успех.
По возвращении из путешествия состарившийся Семён Матвеевич Уклеин пробыл несколько лет в Саратовской губернии и, возвратившись из Саратовской губернии на Родину, оставил вместо себя в Балашовском уезде Семёна Долматовича Долматова, а в Камышинском уезде - Исая Ивановича Крылова, опять поселился в селе Уварово, Тамбовской губернии, продолжал изредка посещать окружающие молоканские села.
В первый год царствования Императора Александра 1 Благословенного была объявлена свобода духоборам, что придало решимости и С.М. Уклеину предложить всем молоканам избрать из среды своей поверенного для ходатайства перед Императором о религиозной свободе. Для этого в 1805 году были избраны: Борисоглебский мещанин Тамбовской губернии Петр Журавцев и Воронежской губернии, Новохоперского уезда, села Макарова Максим Лосев, из села Пеской - Матвей Мотылёв. Они лично подали всеподданнейшее прошение Императору в Санкт-Петербурге, и ходатайство их было удовлетворено.
В 1809 году Семён Матвеевич Уклеин умер в селе Уварово Борисоглебского уезда Тамбовской губернии и похоронен на местном молоканском кладбище, прожив отроду восемьдесят два (82) года.
Суворов П.А.
Власти долго боролись с молоканством, многие уваровцы были высланы на Кавказ и в Сибирь. Но и сегодня в Уварово проживают молокане - Жабины, Желтовы, Ильины и другие. Можно всю жизнь прожить по соседству, и только на похоронах узнать, что покойный был молоканин.
УиУ. В Уварово проживает много Уклеиных.
УиУ2. У Суворова ошибка. Во время второй ревизии в 1745 году Уклеину было 12 лет, т.е. год рождения или 1733, или конец 1732.