Mar 18, 2017 19:25
"В XVII век и первой половине XVIII-го, до известной церковной реформы 1764 года, монастырей в нашем крае, кроме существующих доселе, было множество: Троицкая пустынь, Казанская, Аграфенина, Мамонтова, Елатомский монастырь, Рамзенский, Добринский, Конобеевский, Козловский Ильинский, Козловский Троицкий, Красногорский-Романовский и другие, всех более 20.
Всего около 40, если добавить действующие в конце XVIII века. Часть монастырей бедствовало и закрылось, но были и богатые монастыри.
Сравнительно в лучшем экономическом положении были у нас приписные монастыри: Черниев Николаевский, Троицкий и Мамонтова пустынь. Все они имели «бортные ухожаи, рыбныя ловли, пашни, сенные покосы и крестьян, тяглых и бобыльских»; и что важнее всего - сильное покровительство Московских монастырских властей, Чудовских, Савино-Сторожевских и Ново-спасских. У этих монастырей вкладчики были не голутвенные люди, а такие могущественные покровители, как великая старица инока Марфа Ивановна, и все войско Донское… Поэтому монахи названных нами монастырей широко пользовались владельческими правами: у них были «бобровыя ловли, лосинныя и козинныя стойла, и всякое вотчинное угодье». У них были села и деревни. Так Троицкому приписному монастырю принадлежали следующие села: Городище, Дубрава и Пишляй, «а в них 152 двора крестьянских, 73 двора бобыльских, пашенной земли 1576 четвертей в поле, да дикия земли 3000 четвертей в поле и сена 5000 копен».
Многие села возникли у монастырей:
Бокино - близ Трегуляйского монастыря, Чернево - близ Николаевской Черниевой пустыни, Мамонтово - близ Мамонтовой пустыни; село Кириллово (вотчина Белозерского монастыря), село Пичаево (вотчина Солотчинского монастыря), и г. Спасск (вотчина Новоспасского монастыря).
Черниев мужской монастырь, основанный старцем Матфеем в XVI столетии, был в сущности казачьим монастырем. Сюда шла замаливать свои немалые грехи голутвенная казацкая вольница, буйная и непокорливая; сюда же несли свои достатки разбогатевшие на разных промыслах удальцы синего Дона… Ближайшей судебно-административной инстанцией для игумена и старцев Черниевой Матвеевой пустыни был Черкасский казачий круг с атаманом во главе и уже через них наш древний монастырь входил в сношения с Московским правительством.
У Черниева монастыря в конце XVII столетия было 638 крестьянских дворов, земли 744 чети в поле и сенных покосов на 2540 копен, да лес черный «со всякими угодьи, и с раменьи, и с перевисьи, и с Орловыми гнездами, и с бобровыми гонами и с лосиными стойлами…»
Чтобы укрепить за Тамбовской кафедрой Чернеевские вотчины, преосвященный Питирим в 1686 году писал царям Иоанну и Петру несколько челобитных.
Наконец Питиримово ходатайство было уважено и поместный приказ с боярином Петром Васильевым Шереметьевым во главе отписал Тамбовской кафедре все вотчины по вкладной Матвея Колмака(вотчина на Хопре в 1616 году).
По смерти преосвященного Питирима монастырское оскуднение по известным причинам началось сразу. В 1701 году а нашем знаменитом Черниевом монастыре всех монахов было только 28 человек. На церковные потребы монастырский приказ давал им 22 рубля в год, монахам по 2 рубля на человека, да им же хлеба по 5 четвертей каждому, соли по 2 пуда, масла конопляного по ведру и дров по одной сажени. Все это поступало в монастырь из доходов села Чернева, - монастырской вотчины."
Дубасов И.И.
1883 год
PS. Расказачивание началось при Петре I, конфискации имущества были всегда.
религия,
история,
Тамбов,
Тамбов_Дубасов,
историоскоп,
Шацк,
краевед