Уваровцы. Покалюхин Михаил Иванович. Возмездие.

Dec 03, 2016 10:59

Уваровцы. Покалюхин Михаил Иванович. Возмездие.

Газета «Заря коммунизма» № 22(4093) от 22.03.1966г. стр.3



Михаил Иванович Покалюхин вступил в партию в 1919 году. Он - бывший чекист, активный участник борьбы за Советскую власть.
Сейчас М. И. Покалюхин пенсионер. Живет он в поселке сахарного завода.
Старый коммунист принимает активное участие в общественной жизни: он часто выступает перед молодежью как в нашем районе, так и в других местах. Только в последнее время Михаил Иванович побывал в Котовске, Моршанске. Мичуринске...
Со всех концов области школьники пишут бывшему чекисту письма с просьбой приехать к ним и рассказать о борьбе с антоновщиной.
М. И. Покалюхин - член нештатной партийной комиссии Уваровского райкома партии.
Михаил Иванович написал воспоминания. В них он рассказывает о борьбе с бандой Антонова, тщетно пытавшейся ликвидировать на Тамбовщине Советскую власть. Сегодня мы начинаем печатать эти воспоминания.
Редакция благодарит автора за любезное согласие опубликовать «Возмездие» на страницах «Зари коммунизма».

М. И. ПОКАЛЮХИН

ВОЗМЕЗДИЕ

Посвящается памяти товарищей, павших в борьбе за Советскую власть на земле Тамбовской в 1919 - 1921 годах.

(ВОСПОМИНАНИЯ ЧЕКИСТА)

2.

I.

Много времени прошло с тех пор, как в бывшей Тамбовской губернии в августе 1920 года разыгрались трагические события, длившиеся целый год. Они причинили много тяжелых бедствий.
Эти события были связаны с именем политического авантюриста Антонова, непосредственного организатора и главаря бандитского движения, известного в истории нашей области как «антоновщина».
Для ликвидации антоновщины потребовалось много усилий, принести немало жертв, привлечь значительные вооруженные силы Красной Армии и только после непосредственного вмешательства Центрального Комитета нашей партии антоновский бандитский мятеж был окончательно ликвидирован.
Откуда же появился, кого представлял и чьи интересы защищал этот презренный «злой гений» Антонов?
Соглашательство с буржуазией, предательство интересов рабочих и крестьян, цепь вооруженных мятежей и провокаций против власти трудящихся, грязные связи с иностранными империалистическими интервентами, наконец, предательский выстрел в вождя пролетарской революции - Владимира Ильича Ленина, - вот гнусный, кровавый путь партии, именовавшейся «партией социалистов-революционеров» (эсеры). И Антонов - достойный и верный отпрыск, последыш этой обанкротившейся партии - выразительницы интересов сельской буржуазии - кулачества.
По заданию своей партии, при ее помощи и под ее руководством Антонов организовал и возглавил контрреволюционный кулацкий мятеж против Советской власти в центральной части б. Тамбовской губернии (Кирсановский, Тамбовский и Борисоглебский уезды). До этого он почти в течение двух лет проводил активную бандитско-террористическую деятельность.
Едва ли в настоящее время личность Антонова - этого эсерствовавшего бандита или бандитствовавшего

3.
эсера - заслуживает внимания и представляет какой-либо существенный интерес. Заметим кратко, что было нам известно о нем тогда. Антонов Александр Степанович происходил из мещан гор. Кирсанова, учился как-будто уездном училище. В революцию 1905 года, совсем еще молодым (он родился в 1889 году), вступил в парию эсеров. В ноябре 1908 года с группой соучастников Антонов совершает вооруженное ограбление железнодорожной кассы на ст. Инжавино, за что в марте 1910 года был судим и сослан на каторжные работы. Вскоре после Февральской революции 1917 года Антонов появился в Тамбове и занял там незначительную должность в городской милиции. Перед Октябрьской революцией он прибыл в г. Кирсанов на должность начальника уездной милиции. В памяти моей сохранился образ щупленького, невзрачного, подвижного и пронырливого, неприятной внешности человека, лет тридцати. Это и был Александр Антонов.
Советская власть в б. Тамбовской губернии, как известно, была окончательно установлена только в начале (март) 1918 года, а до этого на Тамбовщине верховодили эсеры при помощи своих политических собратьев меньшевиков. Помню характерный случай, относящийся к этому период - концу 1917 года. В селе Нижние - Пески б. Кирсановского уезда, где тогда проживала моя семья, крестьяне выгнали свою помещицу Олив, заявив ей:
- Мы тут всю жизнь трудились, мы и будем всем владеть.
Обиженная барыня Олив обратилась с жалобой к комиссару Временного правительства в Кирсанове эсеру Баженову. Последний поручил начальнику милиции эсеру Антонову «одернуть» песковских мужиков и защитить «право» помещицы Олив.
В Пески был прислан отряд милиции. Сперва мужики хотели было воспротивиться, но потом «сдались». И вот, крестьян заставили на их же лошадях отвезти иму-

4.
щество помещицы Олив в Кирсанов, куда она перебралась потом.
Так два эсера - Баженов и Антонов - ревниво оберегали интересы помещиков. Нужно заметить, что происходило это уже после издания Советской властью знаменитого исторического Декрета о земле.
С установлением Советской власти в Кирсанове, Антонов продолжал оставаться там на посту начальника милиции, конечно, и не думая честно служить Советской власти. В то время левые эсеры еще сотрудничали « Советским правительством, поэтому на деятельность Антонова должного внимания не было обращено. А он, воспользовавшись этим, злоупотребив доверием местных советских и партийных органов, использовал свое служебное положение в целях подготовки почвы для организации вооруженной борьбы с Советской властью.
Как начальник уездной милиции Антонов подбирал себе нужных людей (помню Заева, Лощилина) - будущих помощников в своей бандитской деятельности. Он зачислял их в состав милиции и посылал в районы, где в первую очередь предполагал развернуть работу по подготовке вооруженного восстания против Советской власти.
В то время через станцию Кирсанов проходили эшелоны мятежного чехословацкого корпуса. Органами Советской власти было поручено Антонову, как начальнику милиции, обезоруживать чехословаков. Используя силы милиции и вооруженного советско-партийного актива, Антонову удавалось иногда довольно успешно разоружать чехословаков. Отобранное у них оружие он также успешно сумел скрыть, а затем переправить его из Кирсанова по волостям, где у него были уже свои люди.
Пользуясь служебными разъездами по волостям, Антонов проводил активную организаторскую работу среди кулаков, используя их враждебное отношение к Советской власти. Кулацкая антисоветская агитация оказы-

5.
вала некоторое влияние на неустойчивую, колебавшуюся часть середняков. Необходимо отметить, что до Октябрьской революции тамбовское крестьянство находилось под влиянием партии эсеров, корни которой глубоко сохранились в зажиточной (не говоря уж о кулацкой) части его, а также и в значительной части сельской интеллигенции. Все это в известной степени способствовало и облегчало создание соответствующей почвы для осуществления антисоветских замыслов агента эсеровской партии - бандита Антонова.
Летом 1918 года кирсановские большевики разоблачили преступную деятельность Заева, Лощилина и других. Их арестовали. Нить расследования по их делу повела к Антонову. Последний, почувствовав это, под видом отпуска скрылся из Кирсанова и перешел на нелегальное положение.
Осенью 1918 года в районе села Рудовка б. Кирсановского уезда вспыхнул кулацкий контрреволюционный мятеж против Советской власти, который, впрочем быстро и успешно был ликвидирован. Как впоследствии выяснилось, мятеж этот был подготовлен не без участия Антонова.
После неудавшегося рудовского мятежа Антонов начал создавать так называемую «боевую дружину» для террористических и грабительских целей. Районом своей бандитской деятельности он избрал южную и юго-западную часть б. Кирсановского уезда: села Инжавино, Трескино, Рамза, Паревка, Карай-Салтыки, Красивка, Чернавка, Калугино, Курдюки, Иноковка и другие, где у него были уже свои люди.
Зимой конца 1918 года и начала 1919 года Антонов скрывался главным образом в районе Инжавино (Трескино - Чернавка). Там он сгруппировал вокруг себя уголовников и дезертиров. Из них он и сформировал свою так называемую «боевую дружину», численность которой не превышала 15 человек. Душой этой банды и ближайшими сподвижниками Антонова являлись ярые враги Советской власти.

6.
Токмаков Петр из с. Иноковка Кирсановского уезда был не только эсер, сколько отъявленный головорез, злостный дезертир. К нему Антонов был особенно расположен и относился с большим доверием, ему он поручал самые важные дела.
Ишин Иван происходил из кулаков с. Калугино Кирсановского уезда, видный эсер. Будучи казначеем эсеровской организации, он присвоил партийную кассу. Некоторое время находился в ссылке, а по возвращении на родину открыл бакалейную лавку.
Если Токмаков был правой рукой Антонова в боевых операциях банды, то Ишин использовался им главным образом по организаторской и «политической» части. Ловкий говорун, демагог, он небезуспешно «обрабатывал» многих доверчивых, неустойчивых и колебавшихся мужиков, склоняя их на сторону Антонова.
Младший брат Антонова - Дмитрий, беспринципный, ограниченный субъект, старавшийся во всем подражать своему старшему брату,
Остальные участники банды были бесцветными личностями с тем или иным преступным прошлым и с безусловной перспективой на еще большую преступность в будущем...
Широкая связь среди кулачества и эсеровской агентуры, активная помощь со стороны последних давали Антонову возможность скрываться со своей шайкой, совершать убийства наиболее активных коммунистов и советских работников, грабить магазины потребительской кооперации, производить налеты на советские учреждения и нападать на продовольственные отряды.
Так началась активная, открытая борьба Антонова против Советской власти.
Слабость наших партийных и советских организаций на селе в то время облегчала бандитскую деятельность Антонова и окрыляла антисоветские силы, помогавшие ему в его черных делах.

(Продолжение следует.)

http://shapkino.ru/chitalnya/209/materialy-gazety-zarya-kommunizma/361-272/8214-4353

Уварово_брехунок, уваровцы, бандиты_Антонов, Уварово_Покалюхин, бандиты, Уварово, история, краевед

Previous post Next post
Up