Originally posted by
olga_podolska at
ОдиночествоКризис одиночества, экзистенциальной изоляции является частым завершением личностных кризисов - и иногда переходным этапом к следующему кризису, уже внеличностному, или духовному. Одиночество всегда было одной из центральных тем творчества: этот вопрос волновал людей на всём протяжении цивилизации. «Мысль изреченная есть ложь», - писал Тютчев в своём стихотворении «Silentium!», и это действительно правда: каждый человек отделен, изолирован; и понять другого «до конца», до донышка, понять его полностью во всех нюансах его представлений - невозможно. Можно неограниченно приближаться к этому пониманию, но полностью достичь его нельзя. Мысль изреченная есть ложь.
Экзистенциальная изоляция - это долина одиночества, к которой много путей. Конфронтация со смертью и свободой неизбежно приведет индивида в эту долину.
Ирвин Ялом
Впервые человек сталкивается с этой данностью, не осознавая этого, уже в момент рождения: именно в этот момент из единой системы «мать+плод» рождается самостоятельная, отдельная, изолированная единица: новорожденный. И чем старше он вырастает, тем глубже и точнее становятся его представления о границах между собой и миром - а значит, и о собственной экзистенциальной изоляции. Понятно, что уточнение представления о границах несет в себе немалые возможности. Но иногда на первый план выходят опасности… «О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля утешеньям бесполезным.» Б. Ахмадуллина
Что же нужно человеку, чтобы преодолеть все опасности и воспользоваться возможностями осознания своей отдельности?
Социальные взаимосвязи
Как ни крути, человек - существо социальное. Для полного счастья, да и просто для жизни, большинству из нас необходима сеть социальных взаимосвязей: другие люди - друзья, приятели, просто знакомые, с которыми иногда можно перемолвиться словечком, и совсем незнакомые люди, плодами труда которых мы пользуемся… Именно социальный контекст, то есть общество других людей, становится для человека миром, без которого ничто не имело бы смысла. Если человек лишён подобной сети взаимосвязей - он будет одинок. Причем, одинок не столько экзистенциально - сколько, так сказать, фактически.
Как же получается, что человек, находящийся на свободе, а не в одиночной камере, оказывается исключенным из социальной сети и испытывает одиночество?
Чаще всего это ответственность самого человека. На предложение проявить инициативу, начать общение с кем-то первым, от таких людей нередко слышишь: «Они какие-то неинтересные, тупые, недостойные меня уроды, не хочу с ними общаться». В менее сложных случаях - ожидание: пусть они первые ко мне подойдут, пусть вначале они меня поймут. Как говорил Эзоп: «Самый злобный лай у напуганной собаки», - подобная позиция говорит о том, что социальные компетенции человека недостаточны для того, чтобы установить нормальные отношения; чтобы рассмотреть то хорошее и интересное, что есть в каждом человеке. Повышение своих социальных умений, изменение своей жизненной позиции - вопрос ответственности самого человека. В норме социальные компетенции начинают появляться лет с трёх - и к 18, возрасту вступления во взрослую жизнь, должны быть в достаточной степени сформированы.
Социально одинокие люди, как правило, критичны к себе и другим, недружелюбны и пессимистичны, робки и неуверенны в себе, эгоцентричны и мало интересуются окружающими, хотя много их критикуют. Одиночество, в данном случае, скорее следствие личностных проблем, чем их причина. Возможности на этом уровне состоят в том, чтобы научиться видеть хорошее и в себе, и в других людях: это сильно украшает жизнь. Помочь этому может групповая психотерапия, тренинги и т.п.
Близкие отношения
Однако даже люди, имеющие широкую сеть социальных взаимосвязей, нередко чувствуют себя одинокими: так называемое одиночество в толпе. Люди, у которых много и друзей и которые проводят с ними много времени, общаясь на различные обезличенные темы - о работе, о музыке, о спорте и т.п., - тоже нередко страдают от одиночества. Почему?
Дело в том, что наряду с широким социальным контекстом человеку необходимы и глубокие отношения близости. Потребность в разделении собственных чувств, в любви и принятии - одна из базовых потребностей человека. Но эта потребность для своего удовлетворения требует высокого уровня интимности, то есть высокого уровня дифференцированности границ: с одной стороны, необходимо умение впускать кого-то в свои границы, делиться сокровенным, объединяться в единое целое. «Я не надеюсь один побороть свое одиночество. Камень не может превратиться во что-нибудь другое. Но, соединившись с другими камнями, он превращается в храм.» Антуан де Сент-Экзюпери
Неспособность к этому, интимофобия, может порождать внутреннюю неудовлетворенность внешне вполне удачной жизнью.
Но при этом собственные границы должны быть хорошо ощутимыми для того, чтобы даже в близости человек не терял себя. Попытка полностью слиться с другим человеком чревата впадением в зависимость, и неминуемо приводит к разочарованию, поскольку полное слияние неосуществимо: «Есть в близости людей заветная черта - её не перейти влюбленности и страсти, - пусть в жуткой тишине сливаются уста, и сердце рвется от любви на части…» Анна Ахматова.
Умение выносить подобную дуальность в норме приходит с возрастом и взрослением (ориентировочно после 25) - но, увы, иногда возраст приходит один…
Возможности этого этапа заключаются в личностном росте, который избавляет от инфантильных ожиданий и позволяет наслаждаться зрелыми интимными отношениями. Помочь этому может индивидуальная психотерапия.
Экзистенциальная интеграция
Но даже в том случае, если у человека есть не только достаточное количество приятелей, но и несколько близких друзей, и удовлетворительные любовные отношения, - иногда он всё же испытывает одиночество. Именно в подобных случаях можно говорить о кризисе экзистенциальной изоляции, который, как водится, несет в себе не только опасности, - но и возможности.
На этом этапе кризис одиночества - ворота в иное, духовное измерение жизни: туда, где можно говорить с деревьями и цветами, туда, где можно слушать, как растёт камень, где можно ощущать своё единство с Землей, и прикасаться к Богу: в общем, туда, где можно лицом к лицу встретиться с самим собой. Не зря большинство духовных практик подразумевают хотя бы временную социальную изоляцию: встреча с собой, собственной Самостью - это непростая встреча. Острое осознание своего экзистенциального одиночества подталкивает к этой встрече, но достанет ли духу встретиться - каждый решает для себя сам...
«Одиночество - опасная вещь. Если оно не ведет тебя к Богу, оно ведет к дьяволу. Оно ведет тебя к самому себе.» Джойс Кэрол Оутс
Упражнение
Нередко человек думает «Меня не понимают!» именно в тот момент, когда стоило бы задуматься о том, приложил ли он сам хоть какие-то усилия к тому, чтобы понять другого и донести до него свою позицию.
Был ли в вашей жизни человек, который вас не понял, хотя вам этого хотелось и было очень обидно? Если да - попробуйте понять его сами. Почему он это сделал?
a) Если единственный ответ, который приходит в голову: «Потому что он козёл», - то поздравляю вас: кризис одиночества не за горами. В действительности наверняка у него есть вполне веские причины, которые не позволяют ему вас понять, и которые вам неплохо бы выяснить.
b) Если единственный ответ, который приходит в голову: «Потому что я козел плохо объясняю», - то ситуация не многим лучше. Улучшение техник общения - очень полезное дело, но нельзя надеяться, что существует такая техника, которая позволила бы что-то объяснить не желающему понимать.
В реальной жизни ответственность за понимание лежит на обеих сторонах.
Невозможно избавиться от одиночества, не научившись понимать других людей.
Но и понимание других людей отнюдь не обязывает вас жертвовать своими интересами.
Самое сложное, как обычно - сделать выбор, отделить одно от другого.
А вы как обычно выбираете?