Originally posted by
e_dubrowskiy at
всем Достигшим посвящается:
"...духовный материализм представляет собой привязанность к духовному пути, воспринимаемому как некое солидное достижение или приобретение. Говорят, что преодолеть эту форму материализма сложнее всего. Его уподобляют золотыми цепями: ты непросто прикован, но облачен в золотые сети. И тебе они нравятся - такие красивые, блестящие. Но ты не свободен. Ты в ловушке - сколь бы дорогой и престижной она не была. Цель духовной практики - освобождение, а не возведение новой тюрьмы, которая остается тюрьмой, даже если выглядит как дворец.
Существует множество разнообразных проявлений духовного материализма:
- Духовное резюме - список духовных авторитетов, с кем нам довелось встречаться, учиться, работать на семинаре. Временами мы ловим себя на том, что зачитываем свое духовное резюме, чтобы произвести впечатление на собеседника.
- Духовные байки - Повествование о наших духовных переживаниях. Конечно, они могут быть интересны сами по себе, однако мы часто прячемся за своими историями, как за щитами, чтобы избежать уязвимости, сопряженной с налаживанием глубоких человеческих взаимоотношений.
- Опьянение духовностью - проявляться в том, что мы постоянно порхаем между семинарами, учителями и красивыми местами, чтобы постоянно поддерживать состояние некоторой приподнятости и избегать встречи с собственной тенью. А это всего лишь один из обходных духовных путей.
- Дхарматизация - использование духовного жаргона для маскировки своей растерянности и пробелов в понимании, а также для того, что бы избегать взаимоотношений. Если мы практикуем дхарматизацию и кто-то отмечает, что мы ведем себя как-то напряженно, нам хочется парировать какой-нибудь банальностью вроде: «Это проходящий феномен. Кто еще здесь практикует напряженность?»
- Духовный шопинг - это стремление получить побольше инициаций, передач и благословений от святых, как некоторые люди накупают машины, яхты и дома. Нам требуется ощущение, что мы постоянно куда то движемся - становимся богаче и лучше. У некоторых людей есть подсознательная вера в то, что если они накопят достаточно духовных фишек, это сделает их просветленными и избавит от необходимости умирать.
- Одухотворение эго - это подражание (нередко очень правдоподобное) некоему воображаемому образцу духовного человека. Эго создает вокруг себя своеобразную ауру, произносит вдохновенные духовные речи, действует осознанно и отстраненно - но во всем этом есть нечто очень неправдоподобное. Помню, как я ходила на выступление одного знаменитого духовного учителя. Он изо всех сил старался выглядеть и звучать духовно -высказывал духовные мысли и мудро улыбался, однако в его словах не было чувства и глубины. Его эго усвоило духовное учение - но не он.
- Пуленепробиваемое эго - эго, усвоившее конструктивную критику и интегрировавшее ее в свою защитную структуру. Если кто то высказывает нелицеприятное мнение о нас ,мы говорим: «Я понимаю: вам кажется, будто я ленив и эгоистичен, но на самом деле я просто практикую “просто быть” и со мной все в порядке». Порой духовный учитель с пуленепробиваемым эго оскорбляет своих учеников или вымогает у них деньги. Он оправдывается тем, что таким способом пытается пробиться через эго этих людей или научить их готовности отдать все, что у них есть.
Духовный материализм в большей степени определяется не тем, «что» мы делаем, но тем, «как» относимся к чему-то - будь то учитель, новый костюмчик для занятий йогой или некая концепция. Вопрос не в вещах или деньгах, но в отношении. В Индии я встречала многих садху, которые жили на подаяние, отринули бренные ценности суетного мира, но при этом сердито грозили кулаком мне вслед, когда им казалось, что мое пожертвование было недостаточно щедрым. Другие были столь же сильно привязаны к атрибутам свободного странника, как байкер к своему мотоциклу. Проникая во все более глубокие слои собственного восприятия, мы обнаруживаем, что источник всех форм духовного материализма находиться в нашем сознании. Выясняется, что мы можем оперировать информацией, фактами и даже глубоким пониманием таким образом, чтобы мешать развитию собственной мудрости. На этом наиболее тонком уровне, где даже само знание может служить препятствием для мудрости, наши затруднения может преодолеть глубокое желание отчетливо видеть себя и готовность принимать критику извне."
Марианна Кэплен «ЛОВУШКИ ПРОСВЕТЛЕНИЯ»