Originally posted by
kornienko_anna at
цитатник Людмилы Петрановской Хочу рассказать вам дорогие друзья о вебинаре Людмилы Петрановской, посвященном привязанности. Запись вебинара можно приобрести
вот тут, что я рекомендую сделать всем интересующимся. Я сделала такой цитатник моих любимых фраз, так что наслаждайтесь :)
Моя любимая: Если мама не может справиться со мной маленьким, то что же она будет делать когда придет Бармалей?
Привязанность символизирует для нас не только надежность, но и уязвимость.
Многократное повторение цикла заботы вызывает у ребенка ощущение «с этими людьми не пропадешь».
Базовое доверие к миру выглядит так: «мы тебя видим и рады тебе».
То, что ребенок идет не за любым человеком это здорово. Так работает его система фильтрации.
Если мама далеко отходит, то следовать за ней становится страшно. Тогда ребенок регрессирует: останавливается и орет.
Помощи должно быть на один шаг меньше, чем достаточно. Не сделать за него, а утешить и пусть делает сам.
Процедура усвоения навыка состоит из четырех этапов: мы делаем для ребенка, он делает вместе с нами, он делает сам для себя, он делает сам для других.
Психологический эксперимент: Детям разного возраста задавали вопрос ты большой или маленький? Дети 3х лет отвечают я большой, 5ти маленький. Дети 13ти лет говорят я взрослый, 16ти еще нет.
Убеждение 3хлетки: чтобы взрослый сделал, что я хочу, надо понятно объяснить. Если мама не делает, она поломалась. Как будто мои ноги перестали работать.
Важно передать ребенку колоду стратегий. Это значит, что родитель должен демонстрировать в своем поведении разные стратегии. Важно чтобы ребенок иногда побеждал.
Либеральные теории про равенство с ребенком это увольнение с роли взрослого.
Взрослый начинает мириться первый. Это его задача восстановить отношения.
Обида это гнев зависимого, когда ты не можешь позволить себе выразить гнев.
К шести годам ребенок ощущает связь с родителем внутри себя и даже при физическом расставании мы как будто никогда не расстаемся.
Не брать себя в руки, а брать себя на ручки.
Может ли родитель обеспечить обучение? От родителя важна безоценочность. Наставник имеет право оценивать. Если родитель начинает оценивать, то ребенок теряет принятие, он ощущает, что родители против него.
С подростками важны ясные правила игры без жульничества. Хотите контроль сохраняйте заботу.
Если родитель дает через силу это не насыщает. Тревога лечится изобилием. Ребенок в состоянии «проси больше, чтобы получить хоть что-то».
Ребенок боится не запретов родителя, а его истерик.
Компенсаторное обаяние - мне ничего не положено просто так.
Насилие. Своему взрослому сложно сопротивляться. Я тебя боюсь и у тебя от тебя прошу защиты.
Психотерапия это брекеты отношений.
Проблемы начинаются, когда время разлуки превышает способности ребенка с этим справляться.
Несколько правил про разлуку: важно с кем ребенок остается: лучше дома, чем не дома и со взрослым из круга привязанности. Нужно позволить проявить ребенку чувства по поводу разлуки, свой протест, чтобы его утешить, а не он застыл в тревоге. Мама не исчезает вообще, а думает обо мне и любит. Снижать тревогу конкретикой. Фиксация на предсказуемости. Любыми материальными способами сохранять связь. Фиксация на конечности разлуки. Не обесценивать его переживания - здоровее скучать о ком-то и утешаться.
Гиперопека: наполняют, но не его. Ощущение что говорят не с ним и занимаются кем-то другим. Невидимый друг у родителей.
Хеллингер. при разводе ребенок должен оставаться с тем родителем, который больше уважает другого. Это менее травматично для ребенка - меньше гадостей он услышит.
Ребенка оставляем только с тем, кому базово доверяем. И отпускаем все остальные требования. Иначе не оставляем.