В интервью (от 03.08.2010 г.) председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойды прозвучало: «На основании исторических фактов давно доказано, что с 1448 по 1589 г. Русская Церковь сохраняла полноту евхаристического общения с Константинопольской Церковью и Восточными Церквами» (цит. по:
http://www.bogoslov.ru/text
(
Read more... )
Comments 59
Reply
2) Прошу прощения за ненамеренно получившийся "разнобойный" шрифт.
P.S. В следующий раз постараюсь исправиться.
Reply
Reply
Reply
Reply
2. Этот тезис общеизвестен. С конретикой можно ознакомиться, например, в "Истории Русской Церкви" митрополита Макария.
Reply
А доказательствами являются исторические факты. А именно - кто из Русской Церкви конкретно с кем и когда сослужил.
Коль тезис "давно доказан", то по всей немалой хронологии (с 1448 по 1589 гг.) должен быть целый массив, пласт фактов (широта охвата - Константинопольская Церковь и Восточные Церкви).
Я как-то пытался какую-нибудь конкретику найти, но ничего не нашёл... А вот теперь узнаю, что мои неудачные поиски - из области "давно доказанного". Вот и хочу, чтобы ко-нибудь разрешил мои недоумения.
Повторяю, что меня интересуют не общие слова из общих учебных курсов по истории РПЦ,а именно конкретика: доказательства.
Reply
Посмотрите том за соотвествующий период.
Там приведены примеры.
Reply
2) Хоть я означенной темой пару лет назад интересовался несколько эпизодически, но при случае, конечно, просмотрю ещё раз соотвествующий том митрополита Макария. Но не припоминаю, что там я видел что-либо конкретное.
3) Вместе с тем подчеркну, что меня интересуют не "вторичные" источники (различные пересказы без соответствующих ссылок), а "первичные": грамоты, свидетельства очевидцев, воспоминания современников, материалы богослужебных книг и т. п.
Reply
с 1448 до 1467 полнота общения сохранялась, т.к. не было никакой русской автокефалии.
в 1467 г. грамотой патриарха Димитрия московская часть Киевской митрополии была отлучена от церковного общения. (эта грамота была найдена Щаповым в польском архиеве в начале 70-х, опубликована в 1976).
в ответ были русские церковные постановления о разрыве общения с К.полем и Киевом. сохранились вторичные документы типа стандартного текста архиерейской присяги.
на процессе против Максима Грека (протоколы опубликованы Покровским в 70-е) ему отдельно ставилось в вину, что он все настаивал, чтобы ему показали патриаршую грамоту о московской автокефалии. Максим Грек ничего о ней не знал, а в Москве его уверяли, что такая есть. он слишком настойчиво просил, чтобы ему ее показали.
снятием прещения с Москвы стало только учреждение патриаршества в 1589.
_____
подробней и с библиографией я описал это здесь:
Reply
1) Где в Москве можно приобрести вашу книгу "Русское православие между Киевом и Москвой"?
2) То, что полнота евхаристического общения сохранялась в 1448-1467 гг. - нуждается в соответствующем обосновании.
3) Где опубликована грамота, найденная Щапвым?
4) Не выяснено главное: является ли озвученный В.Р. Легойдой тезис "давно доказанным"?
Reply
Reply
А я уж, было, "заволновался": ищу ответ на тезис, который "давно доказан" и "хорошо известен" всем, кроме меня.
Уж, простите, я не буду стремиться сейчас приобрести ваш труд. Подожду 2-го издания. Плюс, предлагаю поменяться со мной на мою книгу (выйдет чуть позе: готова к типографии, но ждёт финансирования). Тем более, что обсуждаемая тема меня интересует, в общем-то, "эпизодически" (т. е. спешить некуда).
Переписка вел. князей и митр. Ионы с Констанинополем издана общённо? Или "распылена" по разным "Актам..."? Хотелось б с ней при случае ознакомиться.
Reply
Reply
Reply
Reply
Без этих примеров (конкретных фактов) тезис о существовании полноты евхаристического общения между Москвой и Константинополем, повторюсь, не может считаться доказанным.
Reply
Leave a comment