Как известно, в процессе снятия в 1965 г. Константинопольским синодом во главе с патр. Афинагором анафем 1054 г. анафемы снимались не только с римских легатов, но и с послания кардинала Гумберта патр. Михаилу Керуларию. В послании этом утверждалось, что Михаил - лжепатриарх, а те, кто находится в его подчинении, обвинялись, в частности, в том, что «подобно Пневматомахам или Феумахам, отсекают в Символе Веры исхождение Духа Святого от Сына, подобно Манихеям, кроме прочего, утверждают, что хлебная закваска одушевлена» и т.д. (текст и перевод послания:
http://katolikforum.ru/index.php?showtopic=1077&mode=threaded). В 1054 г. анафема была провозглашена не просто против папских легатов, но именно против послания Гумберта, так же как и против тех, кто трудился над его составлением (см. текст:
http://orthtexts.narod.ru/sn_anaf_v1965/TEXT1054.ZIP). В свою очередь, в 1965 г. была отменена анафема, наложенная и на легатов, и на послание: «Легаты Рима - кардинал Гумберт и те, которые были с ним, предали анафеме патриарха Михаила Керуллария и двух его сотрудников; в свою очередь, патриарх вместе со своим Синодом предал анафеме послание легатов Рима, а также сотрудников. ... Следовательно, мы заявляем письменно, что анафема, объявленная канцелярии Римской Церкви в году спасения 1054 в июле месяце VII индиции, является с этого момента преданной забвению и удаленной из Церкви» (
http://orthtexts.narod.ru/sn_anaf_v1965/snyatie_anafem.htm).
Возникает вопрос: что означает отмена анафематствований на послание Гумберта? Как вообще может быть отменена анафема на тот или иной документ, содержащий то или иное учение?
В статье «Анафема», составленной К. А. Максимовичем для «Православной энциклопедии», в разделе «Снятие анафем» говорится: «Предание А. не является актом, бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и в конечном счете к спасению. Снятие А. как высшего церковного наказания происходит посредством сложного юридического действия, включающего а) покаяние анафематствованного лица, к-рое производится в особом, как правило, публичном порядке; покаяние приносится непосредственно через обращение к органу церковной власти, наложившему А., либо через лицо, им назначенное (напр., через духовника), б) при наличии достаточных оснований (искренность и полнота раскаяния, исполнение положенного церковного наказания, отсутствие опасности со стороны анафематствованного для др. членов Церкви) принятие решения органом, вынесшим взыскание, о прощении данного лица. А. может быть снята и после смерти - в этом случае вновь допускаются все виды поминовения усопшего.» (
http://www.pravenc.ru/text/115026.html)
Таким образом, понятно, что анафема может быть снята с того или иного человека, и понятны условия снятия анафемы с человека - покаяние. Но что значит снятие анафемы не с кающегося человека, но с документа, выражающего ту или иную догматическую позицию?