Задал вопрос на priest.today ещё 13 сентября. Однако тамошние эксперты за два месяца вопросом не заинтересовались, а потому и он сам пока не опубликован. Попытаюсь здесь.
Меня, диакона, смущает следующая практика. Во-первых, регулярно, буквально на каждой литургии часть Даров не потребляется, а оставляются на жертвеннике на случай, если кто-нибудь
(
Read more... )
Comments 36
Reply
Думаю, что именно так. Младенцев чаще всего крестят где-то днём, когда Литургия уже отошле. Батюшка, естественно, как может объясняет необходимость принести младенца в храм и причастить. Но мы все прекрасно знаем, какой процент рдителей потом это реально делает. А так - батюшка причащает новокрещёного сразу же. То есть, некое ОПРАВДАНИЕ такой практике безусловно имеется. НО я хочу знать, нет ли ЗАПРЕТА? И обоснование запрет, конечно.
Вы совершенно справедливо отметили, что мы причащаемся Тела и Крови уже соединённых в Воскресении. И та Кровь, которую отливают для младенцев в маленькую Чашу, также именно такая. ВОПРОС: кто сказал, что она не может храниться? И что конкретно сказал? Хочу ссылку или цитату. Повторяю: я и сам смущаюсь, и вроде что-то где-то раньше по этому поводу читал, но сейчас вот не могу вспомнить, где и что именно. Потому и запросил "помощь зала".
Reply
«Причащать детей, не достигших семи лет, на дому нельзя, так как чин Причащения больных запасными Дарами практически неприменим к детям указанного возраста... Лиц душевнобольных не следует причащать только под одним видом - Крови, так как в правилах церковных ничего об этом не говорится.» (Настольная книга священнослужителя. ТАИНСТВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. Глава 4. ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ, ИЛИ ЕВХАРИСТИЯ) .
Reply
К сожалению, никакой мотивации, кроме обычного ретроградства - мол, то, чего никогда не было, \того нельзя. Без объяснений. Но точно так же при введении в Церкви причащения мирян при помощи лжицы можно было написать: "Причащение при пимощи лжицы является нововведением, не имеющим никаких оснований в правилах и постановлениях церковных, и должно быть исключено из церковной практики". Увы. Есть ретроградство, но не богословие.
Вторая часть - о другом: "чин Причащения больных запасными Дарами практически неприменим к детям указанного возраста". Совершенно правильно, и тут никаких возражений не возникает. Не каждый ребёнок проглотит частицу, поэтому запасные дары не годятся для младенцев.
А вот существуют ли догматические, богословские, литургические-символические причины, чтобы запрещать сохранять Кровь? У кого есть ответ на этот вопрос?
Reply
Вещество: Заготавливаются как Тело, так и Кровь в завинчивающейся чаше. Обычно очень много крови по сравнению с частицами, а частицы микроскопические, ибо разбухают сильно.
Время: Храниться такие Дары могут от трёх дней (в жару) до недели.
Цель: Причащение в реанимации или тяжко больных умирающих, не могущих проглотить само Тело. (Повторюсь в чаше храниться как Тело, так и Кровь, но крови много по сравнению с количеством Тела).
Источник Традиции: Традиция заготавливать Тело и Кровь и хранить неделю из Храма Христа Спасителя. Традиции как минимум больше 20 лет (из того, что известно мне).
Регионы: Москва, Подмосковье, Орëл (2000-2008 давно там не был не знаю как сейчас)...
С уважением, ваш собрат.
Reply
Вот уже нечто конкретное. Хотя традиция, вероятнее всего, не древняя, но хотя бы внятный мотив есть: "Причащение ... не могущих проглотить само Тело". Действительно, бывают такие случаи, мне о них рассказывал когда-то давно священник, который сейчас настоятельствует в том храме, о котором я писал. Решение он тогда, давно, принимал, так сказать, половинчатое на свой страх и риск: вкладывал в уста не могущему глотать человеку частицу Тела, а через какое-то время забирал её обратно (и потом потреблял сам). Не анализирую и не обсуждаю, и не осуждаю, просто рассказываю. Значит, получается, вот такой он в итоге нашёл выход... А я, каюсь, смалодушничал у него прямо спросить!
Ещё раз благодарю Вас, собрате!
Полагаю, вопрос закрыт.
Reply
С Богом, отцы.
P/s: От себя добавлю, что сам пользовался такой практикой и считаю ее не только жизнеспособной, но необходимой, особенно в больничных храмах и комплексах. Часто выручала при причащении в реанимации.
Reply
Reply
Leave a comment