Об исполнении библейских Песен
на утреннем каноне
студийско-савваитского последования
В современном Византийском Обряде (в Савваитском его изводе) известны 9-ть библейских песен Священного Писания, послуживших ирмосно-тематической основой для нашего девятипесненного канона. Со временем от этих песней осталось только несколько стихов, соответствующих количеству тропарей в песни канона (а сегодня на практике заменили и их соответствующими канону припевами). Однако Савваитский Типик предписывает во время Великого Поста ежедневно исполнять эти библейские Песни, причем, три из них (ода - соответствующая дню недели, меняется, а две последние - неизменны) должны исполняться целиком, без лакун. Эта основа из трех песен и легла в основу Трипеснца - основного богослужебного текста Великого Поста, давшего свое имя богослужебной книге (греч. «Триодион», т.е. Трипеснец).
Наш особый интерес вызвала именно ежедневно изменяемая песнь - первая в списке Трипеснца. Кажется очевидным совпадение № библейской песни (она же - основа ирмоса Трипеснца) и дня в седмице:
Пн. - 1-я песнь.
Вт. - 2-я п.
Ср. - 3-я п.
Чт. - 4-я п.
Пт. - 5-я п.
В субботу исполняется четверопеснец - 6-я и 7-я плюс ежедневные «неизменные» 8-я и 9-я.
Подчеркнем, что именно такому порядку соответствуют и порядок Трипеснца.
Но оказывается, древняя богослужебная монашеская традиция на Афоне знала и другой распорядок библейских Песен. Свет на эту традицию пролит о.Роберт Тафт [Тафт Роберт Ф., о. SJ. Гора Афон: последняя глава в истории византийского обряда // Тафт Роберт Ф., о. SJ. Статьи. - т. II. - Омск, «Голованов». - С. 149-18].
Со ссылкой на Матеоса, Тафт пишет, что «изначально песни канона были распределены по дням недели, по две на каждый день (изменяемая и неизменная, состоящая из «Песни Богородицы» и «Песни отца Предтечи» [На мой взгляд, эти две песни следует рассматривать именно как две песни, а не как одну, таким обр. мы получаем трехпесенную основу: Песнь дня - Песнь Захарии - Песнь Богородицы. -Примеч. арх.Ф.]). …Песнь 1-я была закреплена за воскресным бдением. Остальные чередовались с понедельника по субботу» (Ук. соч., с. 173).
Нам могут задать вопрос, озвученный Тафтом: «Зачем заниматься …всеми этими реконструкциями? Почему бы просто не принять сложившуюся систему? - Потому что Песнь 1-я - это пасхальная песнь Моисея, которая наряду с 8-й одой (пророка Даниила) является классической воскресной песнью. Поэтому гипотеза Матеоса о том, что изначально они не могли быть нигде, кроме воскресной службы, вовсе не голословна и имеет твердые основания» (С. 175-176). Получается, что (как я уже и отметил выше) Трипесней изначально - это не 1-я (или иная, соответствующая дню), 8-я и 9-я песни, а изменяемая (с 2-й по 6-ю) плюс «Песнь Захарии» и «Песнь Богородицы» как две разные песни, а не одна песня.
* * *
Но автору этих строк «новый порядок» расположения библейских песен открыл следующие параллелизмы с тематикой дня в Октоихе. Итак, начнем с воскресения:
Воск. - 1-я «Песнь Исхода» (плюс 8-я и Песнь Богородицы). Эта песнь Моисея связана тематически с пасхальным исходом, потому она играет огромную роль в Пасхальном Бдении (ошибочно называемым у нас «вечерней Великой Субботы»).
Понед. - 2-я «Песнь Моисея» говорит о Законе, как об основе народа Господнего. Это служит тематически хорошим началом седмицы. К тому же на понедельник Октоих указывает память ангелов, а «закон …дан …через Ангелов, рукою посредника» (Гал.3:19).
Втор. - 3-я «Песнь Анны пророчицы», долгое время бывшей бесплодной, но потом зачавшей Самуила, к которому относились определенные обетования. Имеется полная аналогия с Елисаветой, матери Предтечи, память которого в Октоихе дана на вторник.
Ср. - 4-я «Песнь Аввакума», прозревшего пришествие Бога «с горы, осененной чащей» - прообраз Богородицы. На этот день литургическое чтение седмицы - Богородичное (включая прокимен, аллилуарий и причастен на рядовом евхаристическом синаксисе). тому же пророк воспевает верность Бога, «положившего крепкую любовь Свою». Верность Сына, преданного в этот день Иудой, являет величайшую верность Бога Своим обетованиям пред лицом человеческой неверности.
Чт. - 5-я «Песнь Исаии», который дела воспевает Бога, явленные пред всеми народами. «С рассвета стремится дух мой к Тебе, Боже». В этот день Октоих чтит память апостолов и святителей - которые, как сказано в одном из канонов им, «словно утро, озарили светом богопознания все народы», и возвестили им о делах Бога, излив на всех целительную «крещальную росу», воспетую Исаией.
Пт. - 6-я «Песнь Ионы во чреве кита» весьма соответствует дню, когда Сын Человеческий через Крест и смерть отправился «в сердце земли» (Мф. 12:39-40).
Сб. - 7-я «Песнь отроков в огне». Эта первая часть песни (в отличие от второй, которая составляет 8-ю Песнь) носит явно покаянный характер и говорит о готовности принять волю Божью, в чем бы она ни состояла - в жизни или в смерти. Она как нельзя лучше соответствует дню, когда Церковь воспевает многоскорбную жизнь святых и готовит живых предстать пред Лицом Судьи.