- И всё ради жуков и бабочек! -
Часть семнадцатая
"Привязанность к вещам и комфорту - главная помеха для интересной жизни". Написал в одной из своих книг Карлос Кастанеда.
Я тащил 30-килограммовый рюкзак, где было 100 необходимых предметов, а в сумке - ещё и продукты, и с каждым шагом понимал, что жизнь моя становится всё менее интересной. Ибо сухое ложе реки, по которому пролегал путь, состояло из множества округлых камней, что прокручивались под ногами, а с больших те соскальзывали, "вихлялись" - и вот так шёл я уже час, второй, с одной только мыслью: как бы ступни не вывихнуть! План мой был дойти до перевала к ручью Чалбы, и далее вдоль него продвигаться к долине реки Иньяли (
карта). Там на наледях собирать насекомых, бродить с сачком по горам...
Но дойду ли? Валуньё это и дальше вряд ли закончится - такие вот горы в этих местах, и в долине Чалбы ожидает меня, скорее всего, тот же самый ландшафт. Да и бабочек особо не видно здесь - светлый камень, слабо нагреваемый солнцем, а они и вся флора их не любят холод. И решил я сменить маршрут: пойти в высокогорья, что находятся ближе - или по левому притоку Арга-Моя. Что в восьми км отсюда. Ещё и в широкой долине текшему, судя по карте, обещавшей облегчение хода.
Мой тракт.
Встретилась перламутровка эрда (самки у вида - с коричневатым налётом), и сфотал её удачно: на фоне не мешающих воспринимать цвет и рисунок камней.
Потом такое вот на пути попалось... Стояли когда-то два дерева, переплетённые корнями друг с другом - и погибли вместе под пилой лесоруба! Пронзительный символ какой-то был в этой "композиции", даже ком у меня в горле возник.
Присел на один этих пней, отдохнул.
К вечеру достиг устья нужного притока. И как продвигаться дальше?..
Обогнул слева завал, но впереди ложе притока перекрывали шлагбаумы из упавших деревьев - хода ноль, а лес закустарен был, кочковат: увязну... Как быть?
Пригляделся - ну вроде как просвет в нём проглядывает. "Канаву" притока перевалил, сквозь кусты пролез... Ух ты, ягельная лесотундра явилась! Тут-то можно идти.
К середине её "поля" прошёл - ну и довольно! Ночь уже скоро, пора ужин готовить да спать. Место - классное: всё видно окрест, "расслабуха", да и ягель аки перина. Повезло же!.. Палатку поставил, штаны стащил с себя, намокшие до колен от конденсата в сапогах, и влез в "лагерные", синтепоновые, зимнюю куртку надел. Холодно вечером в якутских горах в июне... Развёл из сушин костерок.
Он на камнях был - сухой ягель чрезвычайно горюч, а под ногами хрустел аж...
Сидел у костра. Тишина. В Якутии вечером птицы молчат почему-то, комары не гудят - стыло. О чёрных старателях мысль заявилась... Зовут их хищниками здесь, и как раз в верховьях индигирских притоков они часто "лоточат". Нередко - бывшие зэки.
Встречал... А вчера Андрей аргамойский мне рассказал, что к ним один хищник наведался даже однажды. "Продайте муки!" Назвался охотником... Но нету таких "на постоянке" в этой округе! Хищник, похоже. Огромный, и Кинг Конгом Андрей про себя его "обозвал". Ну, муки ему подарил - в тайге помогают прохожим.
Вдруг от каймы лиственниц, вдали, отделилось что-то большое, сюда вроде как движет... В дрёму ушёл! :)
А впереди - Красота! Поздний вечер уже, но в этих широтах в дни эти солнце спать не спешит, а уже в три ночи первые лучи пускает меж вершин!
Утром дальше шёл - вдоль хребта, где было ровнее и твёрже.
Такие вот папоротники каменистый склон населяли, встречались нередко.
Иногда пронзительный писк раздавался - и мчались между камней коричневатые зверьки... Пищухи! Обычны они в якутских горах. Сфотографировать не успел, и привожу здесь кадр моего знакомого, Александра Кривошапкина (Дерсу) - талантливого фотоохотника из Якутска. Что умер два года назад. Эх, алкоголь!.. А вы найдите время, и посмотрите коллекцию его лучших фотографий
на этом сайте.
Потом лес кончился, и пошла тундра. И тут - везде каменьё! Ох и суров ты, хребет Черского... На Момском, Орулгане и в других горах Якутии, мной посещённых, в долинах рек и ручьёв больших камней было в разы меньше, а ложа водотоков часто алевролитовым сланцем устланы - и шагаешь по ним как по мостовой!
Дошёл до верховьев притока, и лагерь поставил.
Тот же светлый, холодный, субстрат везде - район, увы, и тут не бабочный... Ходил до вечера по долине. Ничего интересного не поймал.
Наутро палатку сложил, накрыл плёнкой от возможных осадков и ветра - и полез на ближайшую гору.
Мой путь... В горных ботинках запросто ногу здесь вывихнешь, а мои плотные сапоги "держали" её - и, осторожно ступая, наверх поднялся.
Вид на другую долину. Точно такие же горы!..
"Соседка" напротив.
Где же вы - бабочки?.. Лишь пронеслась мимо меня белянка каллидице, дважды. Может, одна и та же. Спустился вниз, на травянистые полки, и цветы стал снимать...
Кассиопеи.
Какая-то паррия.
Потом возле ручья, притока моего, встретил несколько арктических хохлаток. Кормовое растение парусника Эверсманна, но вот только одного увидел за день, - мелькнул, канул...
--- Продолжение (next part)
--- Другие части:
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10,
11,
12,
13,
14,
15,
16,
19,
20,
21 (other parts)