Урок 10. "Кувшин" наших эмоций.
В заключительном уроке будут разбираться причины негативных эмоций плюс итоги и выводы по всей книге.
Разрушительные эмоции:
- гнев
- злоба
- агрессия
Внешнее поведение человека:
* оскорбления
* ссоры
* драки
* наказания
* действия "назло"
Отчего возникает гнев?
Гнев - это вторичное чувство и происходит он от переживаний совсем другого рода:
- боль
- страх
- обида
Это страдательные эмоции.
Читая примеры из книги, попробую разложить по полочкам свой утренний гнев на Настю:
- страх опоздания
- непослушание
- досада, что мои воспитательные усилия остаются безрезультатными. Да я просто в отчаянии!
В чем причина страдательных чувств?
В неудовлетворении потребностей.
А потребности человека таковы:
1) чтобы его любили, понимали, признавали, уважали;
2) чтобы он был кому-то нужен и близок;
3) чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе;
4) чтобы он мог себя реализовать, развить свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.
За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность.
А что ниже потребностей в нашей схеме?
Отношение к самому себе!
Чувство самоценности!
Первый закон всего живого.
В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких.
Ребенок начинает видеть себя таким, каким видят его другие.
Второй закон всего живого.
Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
Он ждет от нас подтверждений того, что он - хороший, что его любят, что он может справиться с посильными делами.
И на дне кувшина помещается самая главная драгоценность - Я есмь!
Копаясь дальше в наших с Настей отношениях, в себе все глубже - ужасаюсь!
Мне самой для начала надо сходить к специалисту!
Каждым обращением к ребенку - словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто - в основном о нем.
Что же делать в различных ситуациях. Рецепт почти универсален, хотя для каждого случая должен быть индивидуальным. В любом случае нужно активно выслушать ребенка. Применять "Я-сообщения". Разбирать чувства ребенка и свои по полочкам. Удовлетворять необходимые в данной ситуации потребности. Все просто! Но как все сложно!
Понимать потребности ребенка, принимать их и отвечать им своими действиями - значит активно слушать ребенка в самом широком смысле.
Если дно кувшина ребенка отрицательное, то все сферы жизни расстраиваются и ребенок становится "трудным". Чаще всего, приходится начинать с помощи родителям.
Вот. Я была права насчет себя(
Нужно постоянно поддерживать самооценку ребенка или чувство самоценности.
Повторим всё, что поможет нам это сделать:
1. Безусловно принимать ребенка.
2. Активно слушать его переживания и потребности.
3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.
4. Не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.
10. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
Нашла такую фразу:
"Обращайся с сыном до 5 лет как с царем, до 12 - как со слугой, а после 12 - как с другом".
Дочитав книгу второй раз я поняла свою проблему. А у кого какие положительные сдвиги в отношениях с ребенком? Пусть даже самые маленькие.
Всем спасибо за понимание и сотрудничество)
Конечно, особая благодарность автору книгы
Может со временем прочитаем вторую книгу "Продолжаем общаться с ребенком. Так?"