Dec 07, 2013 08:16
Давно хочу написать про уборку детской и приучение детей к труду по дому.
Рабочая сила - мальчики 12 и 5 лет :)
Сразу уточню, что нормально отношусь к тому, что игрушки периодически расползаются по дому, что периодически образуются свалки и я не фанат генеральных уборок - это слишком долго и малоэффективно, хватает на три дня, поэтому я ориентируюсь на "достаточно чисто".
И да, у меня есть небольшой пунктик на тему приучения детей к труду по дому, потому что меня саму совсем не приучали и входить во взрослую жизнь в этом плане мне было очень трудно, ломало очень жестко и было прям шоково, не хочу этих трудностей для своих детей, моя цель - научить их всему, чтобы в самостоятельной жизни умели все сами и без напрягов.
1. Мы работаем либо по таймеру, либо по зонам - это flylady-идея и срабатывает не только со мной, но и с детьми.
Либо ставим таймер на 10-15 минут - на это время отвлечься, устроить уборочный штурм, а потом вернуться к играм или к урокам (чем не смена деятельности для переключения мозга?) легче, чем вываливать все и весь день сидеть разгребать.
Либо разбираем какой-то ограниченный участок за один раз, например, одну полочку, корзину, ящик - в день. Этот метод сильно не напрягает, а порядок как бы незаметно наводится.
Если у нас много времени на уборку есть или мне надо их занять надолго и они согласны на эту сделку :), мы можем делать так: отрабатываешь одно задание - 10-15 минут играешь в комп (по таймеру), смотришь мульт, получаешь конфетку или т.п., потом цикл повторяется и так несколько раз. И тут даже азарт охватывает детей, т.к. обычно пока один играет в комп, другой бежит прибираться, потом меняются местами и важно успеть до того, как прозвенит таймер, а то твое же драгоценное развлекательное время сократится и "конкуренту" больше достанется.
2. Расхламление. Регулярно, причем часто, когда надо прекратить смуту, переключить внимание, быстренько занять ненадолго, но эффективно, я даю задание собрать мусор в детской: Тимофею (5 лет) - 10 предметов, Диме (12 лет) - 25. Бумажки, сломанные игрушки, дырявые носки, лопнувшие шарики, старые журналы, пустые коробки - мусора, как ни странно, всегда находится достаточно. Если по верхам все выглядит прилично, то в поисках мусора можно заглянуть в шкафчики, корзины и он всегда найдется. Опять-таки тренируем счет! Пока писала этот пост родилась идея не просто давать число предметов, а давать пример - ответ которого и будет тем числом: младшему плюс-минус в пределах десяти, старшему - повторять таблицу умножения.
Тимофей пытался мухлевать, находил одну бумажку, рвал ее на 10 частей и пытался выдать за десять мусорин. Хохотали, но не засчитывали.
3. Новинка! Недавно мы стали перед сном играть в "игру" "Найди вещи место". Вода (я или кто-то из них - по очереди) берет большую банку-коробку, ходит по детской комнате, складывает туда десять любых предметов, лежащих явно не на местах или в кучах. Предметы очень разные находятся - пижамные штаны, босоножка или одинокий тапок, карандаш, машинка, пустой старый пакет и т.п. Чем более разные предметы, тем больше будет беготни по дому - а это уже игра. Потом вода по очереди достает из банки предмет и выдает его игрокам по очереди с присказкой "Где его место?". Игроки размышляют вслух, предлагают варианты, приходят к выводу, находят место (ящик для машин, мусорка, корзина для грязного белья, шкаф для обуви, стаканчик на столе и т.п.) и относят предмет туда. И снова ждут очереди. Оказалось, эффективно: загадочно (что за предмет предложат следующим), подвижно (надо куда-то бежать) и уборка двигается, заодно вслух вспоминаем, где что должно лежать.
4. Я задействую детей в уборке и в других зонах по тому же принципу - по одной зоне-заданию за раз. Некоторые эти дела, выполняемые регулярно, перерастают вроде как в обязанности. Старший например почти всегда собирает-разбирает посудомойку, выносит мусор, пылесосит, Младший моет мыльницу, расставляет обувь, прибирается на лавочке в прихожей. Другие дела выполняются редко, разово, по крайней необходимости для меня, если я в завале дел, их стараюсь разнообразить, чтобы они научились всему и попробовали разное, здесь конечно пока больше у Димы дел находится, например, погладить 10 вещей, заглянуть в холодильник и ликвидировать лишнее (недоеденное яблоко, пустое блюдечко, пакет и пр.), разобрать завальчик коробочек-флакончиков в ванной, отмыть одну напольную плитку и пр. Тимофей в этом плане пока больше на "подай-принеси" - может принести белье из стиралки к балкону и от балкона сухое к глажке, помыть погремушки, рассортировать что-то, перчатки - шапки например.
Во всех случаях важно определенное количество предметов, небольшая зона или короткое время, чтобы не перетрудиться :))))))))
И в то же время почти каждый день есть какое-то задание и все при деле набираются опыта.
занятия с детьми,
уборка,
опыт