Здравствуйте, милые мамы!
С вами Ксения Дмитриева, и сегодня мы начинаем тренинг «Все дети разные: Как найти подход к своему ребёнку». Наше первое занятие о том, что делать, если ребёнок часто хнычет, плачет и ноет по поводу и без.
Вот тут в плеере аудиоверсия занятия для тех, кто предпочитает слушать.
Тех же, кому удобней читать, милости прошу под кат.
Начну я с небольшого вступления.
Формат нашего тренинга предполагает выдачу информации дозировано, небольшими, так сказать, порциями. Мне лично самой постоянно приходится себя сдерживать, потому что я люблю поговорить и порассказать, а на темы общения с детьми могу вообще говорить бесконечно. Но думаю, вы понимаете, что за этот небольшой тренинг мне не рассказать всего, что хочется. Но я дам вам несколько подсказок, полезных навыков, которые могут облегчить вам жизнь и общение со своими детьми. В комментариях вы сможете задавать вопросы. По мере возможности я буду на них отвечать. Ни один комментарий не останется без внимания.
Если нашего с вами общения в рамках этого тренинга вам покажется мало и захочется большего :), то в конце недели я расскажу о других своих услугах: консультациях и тренингах.
А теперь переходим к главному!
В наших любимых детях могут быть качества, которые нам не нравятся, которые нас тревожат или расстраивают. Но ребёнку можно помочь измениться, изменив собственное к нему отношение! Об этом мы и будем говорить в течение всей этой недели. Если в вашем ребёнке есть черты характера, которые вам не нравятся, начните общаться с ним, смотреть на него по-новому, так, как будто он уже начала меняться. Начните замечать в нём те черты, которые вам нравятся, а не те, что постоянно раздражают. Например, ребёнок резко отстаивает свою территорию и не хочет делиться игрушками или вообще чем бы то ни было, заметьте момент, когда он поделился чем-то своим с братом, другом, вами или другим родственником.
Это очень важно, потому что навешивание ярлыков опасно для детей. Ребёнок не может сопротивляться ожиданиям родителей. Если мама и папа считают, что ребёнок растяпа, истерик, нытик, трус, драчун и пр., то он вынужденно будет таким и оставаться. Чтобы помочь ребёнку измениться, развить некие качества, нужно относиться к нему так, словно он уже и есть такой.
![](http://ic.pics.livejournal.com/kseniadmitrieva/49489435/24177/24177_original.jpg)
Если ребёнок пуглив, подбадривайте и хвалите его за малейшее проявление смелости или даже если страх в этот раз был не столь силён. Отнеситесь к нему, словно он уже смелый и решительный.
Если ребёнок ленив и плохо учится, постарайтесь увидеть в нём сами и обратить его внимание на те моменты, когда он вдумчив, заинтересован, активен. Порадуйтесь вместе с ним его возможностям.
Когда мы относимся к ребёнку так, будто он уже стал таким, каким мы хотели бы его видеть, мы помогаем ему измениться. Наша вера в его силы и возможности, поддержка, тот факт, что мы рядом - фундамент для становления личности ребёнка.
Не стоит постоянно указывать детям на их ошибки с целью исправить их. На самом деле это мало помогает. Лучше хранить в памяти те моменты, когда ребёнок отличился, был на высоте, сделал то, что доставило ему самому радость и удовольствие. Доброе отношение, вера в способности и возможности детей способны творить настоящие чудеса.
Теперь перейдём к такой достаточно часто встречающейся проблеме, как хныканье и нытьё ребёнка. Нытьё ребёнка может очень сильно раздражать родителей. Все эти фразы: «Маааам, у меня пролилось молоко. Маааам, она забрала мой карандаш. Маааа, я устал. Маааам, я не хочу кашу, она холодная, я не хочу кашу - она горячая, я не хочу кашу - она гречневая, а я хотела овсяную», тут же переходящие в плач. И маму может прорвать: «Да сколько ж можно! Прекрати ныть немедленно! Не могу больше слышать это противный плаксивый голос!»
Так почему же ребёнок ноет?
Во-первых, он так привык. Плач был первейшим способом добиться желаемого и элементарно выжить. Новорождённый плачет, когда хочет есть, пить, спать, в туалет, когда ему холодно или жарко, когда что-то болит, когда скучно, страшно и пр., короче, всегда. По мере развития навыка речи количество плача уменьшается. Но тут у матери, бывает, срабатывает такой механизм - «Ребёнок не плачет, значит всё в порядке. Если нет слёз, тревожится не о чем, можно не обращать внимания». И мимо уставшего мозга часто спокойные фразы и просьбы проходят мимо. Но стоит ребёнку заныть, захныкать, начать издавать некие неприятные звуки, как мать тут же реагирует: либо исполняет просьбу, либо шпыняет за нытьё, но главное - эффект достигнуть, ребёнок замечен. Такая манера поведения закрепляется.
Во-вторых, слезами ребёнок может добиваться не столько исполнения своих просьб, сколько самого внимания. Порой, нытьё и хныканье - единственный способ получить любовь мамы. Когда ребёнок становится снова маленьким, снова, как в младенчестве плачет от всего подряд, а мама его успокаивает и жалеет, он получает ту ласку и заботу, в которой очень нуждается. Ребёнок делает себя достойным жалости, чтобы почувствовать материнскую любовь. Часто такое случается, когда в семье появляется другой малыш. Ребёнок видит, как мама кидается к нему по малейшему писку и хочет, чтобы и с ним было так же. Чего и добивается слезами.
В-третьих, ребёнок может непреднамеренно идти на поводу у матери. Если сама мама не готова к тому, что ребёнок растёт и меняется, что он становится более самостоятельным и подсознательно пытается оставить его маленьким, то сын или дочь становятся инфантильными, беспомощными, не могущими шагу ступить без мамы и нуждающимся в постоянной её опеке. Тогда она до конца жизни будет решать их проблемы, будь то разлившееся молоко, двойка за четверть или неудавшийся брак.
В-четвёртых, мама может излишне опекать не только от жизненных ситуаций, но и от других членов семьи. Преднамеренно или нет, защищая ребёнка от любых замечаний и каких-то воспитательных моментов с их стороны. У ребёнка закрепляется ощущение, что весь мир и все другие люди кроме мамы враждебны, и он накрепко к ней прикипает.
Что же делать?
![](http://ic.pics.livejournal.com/kseniadmitrieva/49489435/24531/24531_original.jpg)
Для начала проследите у себя и проработайте все эти четыре пункта. Нашли что-то похожее? Проанализируйте свои чувства, понаблюдайте за своим общением с ребёнком. В какие моменты в нём "включается" хныкальщик, как вы реагируете и что чувствуете?
Дальше, начните показывать свою любовь ребёнку не тогда, когда он уже в слезах, а раньше. Играйте с ним, разговаривайте, обнимайте и целуйте, гладьте по голове и спине, читайте книжки. Будьте ему близким человеком и будьте рядом с ним не тогда, когда у него уже что-то случилось, а вообще.
Следующие 6 пунктов помогут справляться с нежелательным поведением:
1. Показывайте ребёнку, каким он может быть. Акцентируйте своё и его внимание даже на самом маленьком проявлении желанного вам поведения. «Из-за дождя мы не смогли пойти погулять, как собирались. Но ты не расстроился, а стал играть с железной дорогой. Здорово, что ты сам нашёл себе другое интересное занятие!»
2. Помогите ребёнку иначе взглянуть на себя. Убедите его, что вы видите его в новом свете и уверены, что он справится с ситуацией по-новому. Допустим Вадик случайно разрушил только что построенную башню, глаза уже на мокром месте, а вы: "Интересно, а можно построить новую башню выше первой? Думаю, ты сумеешь. Ведь строить тебе нравится больше, чем плакать"
3. Как дети могут узнать, что то, что они делают, нам нравится? Можно их похвалить. А ещё можно похвалиться их достижениями другим. Допустим, вы звоните бабушке и рассказываете ей, что её внучка ведёт себя уже совсем по-взрослому. У неё долго не получилось собрать паззл, но она не отчаивалась, пробовала снова и снова и, наконец, сделала это! Или её внук упал и оцарапал ногу, а потом совершенно спокойно подошёл к маме и попросил йод, чтоб обработать ранку. Вот это мужество, правда?! Особенно здорово, когда достижения документируются в виде записей на память или в виде фото. Фотография собранного паззла или геройской коленки смогут порадовать и вас, и ребёнка.
4. Сами показывайте пример достойного поведения в схожей ситуации. Не убивайтесь, если, скажем, просыпали сахар, а просто уберите его, или если порвалась ваша любимая цепочка, ведь её можно отдать в починку и т.д.
5. Напоминайте ребёнку о тех моментах, когда он повёл себя приятным для вас образом, тогда он будет знать, что это важно для вас и сам убеждаться в том, что он это может. «Я помню, как пару месяцев назад, мы уставшие шли из магазины. Ты сам шёл всё дорогу пешком, и ещё помогал мне нести сумку. Ты мне так тогда помог!» или «Катя, помнишь, как-то раз, когда вы с Настей смотрели мультики, в доме отключили свет. Я подумала, что мне теперь придётся успокаивать двух рыдающих девчонок. Но ты предложила сестрёнке поиграть вместо этого в куклы. Я до сих с благодарностью вспоминаю этот случай».
6. Если ребёнок ведёт себя так, как вам не нравится, просто скажите ему об этом. Без угроз, криков, наказаний. Честно поделитесь своими чувствами:
- Если твоё печенье упало, не стоит так переживать из-за этого. Просто скажи: «Мам, я уронил печенье, мне нужно другое».
- Мне не нравится такой тон. Он мне словно режет уши. Попробуй, пожалуйста, сказать то же самое своим собственным приятным голосом.
- Когда падаешь - это больно. Я тебя понимаю и очень сочувствую. Но если плач всё не прекращается, я начинаю думать, что там не просто царапина, а глубокое пулевое ранение. Дай-ка взглянуть ещё раз, я ничего не пропустила?».
И напоследок помните вот о каком моменте - детям трудно контролировать себя и держаться, если они устали или голодны. Мало чего можно добиться от ребёнка в таком состоянии. Так что прежде, чем начинать какие-то воспитательные моменты, лучше действовать, как в русских сказках: сначала накормить, напоить, спать уложить, а вот потом уже разговоры разговаривать и дела делать :)
Итак, желаю вам удачного применения новых навыков и жду ваших вопросов.
P.S. А вот тут можно узнать, как Лунтик с Кузей весело и не обидно отучили Милу расстраиваться по любому маломальскому поводу. Предлагаю посмотреть серию вместе с детьми, и им будет интересно, и вам полезно :)
Click to view