Здравствуйте, уважаемые участники тренинга!
Вчера мы с Вами составляли список тем, которые Вы хотели бы обсудить с ребенком. Хорошо, если тем получилось много! Помните, мы говорили, что обучение безопасному поведению - это процесс постоянный, ведь Вам не надо учить ребенка всему и сразу, будем делать это шаг за шагом. К тому же существует ну просто огромное количество форм обучения, которые помогут сделать обучение простым, понятным и интересным.
Сегодня мы выбираем формы обучения!
Для большего эффекта, я буду сразу приводить пример, а Вы подмечайте, подходит ли Вам и Вашему ребенку эта форма обучения.
1. Сказки, рассказы - это своего рода инструкции для детей о том, что им можно делать, а что нельзя, и как поступить, если что-то случилось. Посмотрите:
в «Трех поросятах» волк применял различные способы, чтоб проникнуть в дома поросят, каждый поросенок в разной степени был предусмотрителен при постройке дома;
«Колобок» убежал из дома и один отправился в лес.
«Красная шапочка» - она рассказала волку куда идет и где живет её бабушка, заподозрив неладное, она не позвала на помощь, а продолжала общаться с волком. Дворосеки услышали шум, и пришли на помощь.
при прочтении этой сказки акцентируйте внимание ребенка на поступке персонажей: «Разве можно рассказывать незнакомому куда идешь и где живет твоя бабушка? Нельзя, потому что… Задавайте ребенку вопросы: почему волк съел бабушку и Красную шапочку? Как волк обхитрил сначала бабушку, а потом и Красную шапочку? А как бы ты поступил на месте Красной шапочки? В конце подведите итог, выражая главную мысль, которую хотели донести до ребенка.
Вы так же можете приобрести книги на тему детской безопасности, которые предназначены для совместного чтения с ребенком и время от времени обращаться к ним, они как правило всегда снабжены иллюстрациями и примерами.
С детьми постарше можно разобрать рассказы, к примеру «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Пожарные собаки» Л. Толстого
2. Поделки, творчество. Здесь полное раздолье, можно рисовать, лепить, делать аппликацию. Например: после того, как Вы рассказали ребенку о переходном переходе, порисуйте вместе с ребенком пешеходную зебру в альбоме. Или после разговора о пожаре и огнетушителе слепите с ребенком из пластилина огнетушитель.
3. Детские стихи. Сделайте небольшую подборку стихов, можно начать со всем известных авторов, потом расширять подборку. Можно учить их с ребенком наизусть, или просто сопровождать ими обсуждение той или иной темы. Например:
Начинается гроза,
Потемнело в полдень.
Полетел песок в галаза,
В небе - вспышки молний...
(Агния Барто)
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
«Печку, Леночка, не тронь,
Жжется, Леночка, огонь…»
(Самуил Маршак)
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!
(Корней Чуковский)
У светофора окошечка три,
При переходе на них посмотри!
Если в окошке красный горит,
"Стой на панели" - он говорит.
Если вдруг желтое вспыхнет окошко,
Должен еще подождать ты немножко.
(Сергей Михалков)
4. Личный пример. Эта обязательная форма для обучения ребенка, ведь дети во всем подражают родителям. Иногда комментируйте свои действия ребенку, поясняйте, почему Вы делаете так, а не иначе. Например: «Кто-то звонит к нам в дверь, видишь, сначала я смотрю в глазок, это папа пришел с работы, открываем дверь…»
5. Картинки, плакаты и карточки. Можно взять любую подходящую по смыслу картинку, иллюстрацию и даже если в ней нет текста, сопроводить её своим рассказом. Возьмем, например карточки с овощами и фруктами и напомните правило, о том, что перед тем как их есть, надо тщательно помыть.
6. Фильмы, мультфильмы. Существует сейчас множество мультфильмов на тему детской безопасности, например про Спасика, Аркадия Паровозова. Периодически смотрите такие мультики с ребенком, потом можно при случае вспоминать, что делали герои мультфильма в этой ситуации. А так же нередко встречаются и в других мультфильмах фрагменты с какой-то ситуацией, заостряйте внимание ребенка на них.
7. Наблюдение, прогулка. Очень простая и в то же время эффективная форма обучения. Например, рассказав ребенку о светофоре, Вы можете на прогулке вместе понаблюдайте за его работой. Прокомментируйте происходящее: зажегся зеленый свет, посмотри, люди переходят дорогу. Задавайте наводящие вопросы ребенку: зажегся красный свет, как ты думаешь, можно сейчас переходить дорогу? А на какой свет разрешается переходить? Зачем нужен желтый свет? По дороге домой закрепите знания, обсудите для чего нужен светофор, что произойдет, если люди не будут подчиняться сигналам светофора?
8. Спектакли, теневой театр, кукольный театр. Всё это очень увлекательные формы обучения, согласитесь? Особенно если одного из персонажей будет играть сам ребенок. Будет очень хорошей традицией раз в неделю или в две недели устраивать дома свой спектакль, в качестве сюжета подойдет любая сказка. Можно даже просто использовать кукол, мягкие игрушки, солдатиков и сделать их участниками обсуждаемой темы. Например: поиграйте с ребенком в игру «Мы едем в автобусе/машине», вот игрушечный автобус подъехал к остановке, Ваша кукла подходит к остановке, но автобус уже трогается. Объясняем ребенку, что в этом случае мы ждем следующего автобуса, не запрыгиваем на бегу в уезжающий автобус потому, что можно споткнуться и упасть, показываем что скоро подъезжает следующий и спокойно усаживаем куклу в него.
9. Беседа со специалистами (пожарные, врачи, милиционеры). Помимо того что Вы сами разъясняете ту или иную тему, очень эффективны встречи детей со специалистами. Поэтому, если в детском учебном учреждении запланирована такая беседа на открытом уроке, пусть Ваш ребенок такое не пропускает. Если такое не запланировано, то предложите преподавателям организовать такую встречу, обсудите это с другими родителями одноклассников или одногруппников Вашего ребенка.
10. Игры. Игра-беседа, настольная игра, игра-ситуация, подвижная игра, дидактическая игра, ролевая игра, игра - эксперимент, игра-эстафета. Игры хорошо использовать для закрепления пройденных правил. Вот, к примеру, поиграйте с ребенком в игру - ситуация «Что ты будешь делать, если ты дома один и зазвонил телефон».
11. Викторина. Данная форма требует предварительной подготовки, её хорошо использовать для развлечения во время детских праздников или когда вся семья вместе едет на природу или собралась на воскресный обед к бабушке. Эта форма хороша тем, что она может охватить вопросы их разных тем, отличная возможность для повторения.
Смело миксуйте различные формы обучения, будет только интересней.
Итак, вот задание третьего дня:
- Выберите формы обучения, которые подходят Вам и ребенку сейчас.
- Опробуйте сегодня самую доступную по Вашему мнению форму обучения и напишите какую тему обсуждали с ребенком.
Успехов! Жду Ваши комментарии.
Кто не выполнил задание второго дня, подтягивайтесь.