ТРЕНИНГ «КАК СПРАВИТЬСЯ С СОБСТВЕННЫМ ГНЕВОМ НА РЕБЕНКА». ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. НАШИ ОЖИДАНИЯ И ГНЕВ.

Sep 27, 2012 17:19



Здравствуйте!
Вчера мы с вами исследовали фон (внешнюю ситуацию и собственное внутреннее состояние) на котором обычно происходит ситуация, провоцирующая нас на гнев и пытались изменить ее таким образом, чтобы она была менее стрессовой для нас и наших детей. Я прошу вас не останавливаться на тех решениях, которые у вас возникли вчера, а и в дальнейшем уделять этому внимание, задавая себе вопросы: что я могу изменить в ситуации, чтобы сделать ее менее стрессовой? Как я могу это сделать? Обращайте внимание на те факторы, которые способствуют тому, что дети начинают вести себя «плохо» и старайтесь их избегать или предупреждать. Например, мы с мужем заметили, что

наши дети становятся трудноуправляемыми после длительного (целый день или с ночевой) нахождения в гостях у бабушки, потому что там они ничем не заняты, кроме беспорядочного просмотра телевизора. Поэтому в случае необходимости оставить детей с бабушкой я сама продумываю для них занятия на это время. Или сын долго и плохо засыпает, если в этот день он мало напрягался физически или интеллектуально. Стараюсь сделать его день насыщенным, и мне не приходится его укачивать или нервничать, что он не спит ни в какую. Старайтесь организовать свою жизнь так, чтобы спешка, цейтнот и усталость не были вашими вечными спутниками. Планируя день, закладывайте достаточное время на сборы, кормление ребенка. Уделяйте по возможности время любимым занятиям, наполняющим вас энергией и хорошим настроением. В сообществе «Успевай с детьми» вы можете найти много материалов и советов по организации времени для мам. Старайтесь пополнять свою копилку приемов и рецептов снижения напряженности ситуации, и ваша с малышом жизнь станет более мирной!
Сегодня мы рассмотрим другую, не менее важную составляющую проблемной ситуации - ваши ОЖИДАНИЯ.
Часто мы раздражаемся именно потому, что не оправдываются наши ожидания. Почему так бывает? Во-первых, иногда наши ожидания неоправданно высоки, нереалистичны. Часто в силу возраста или по другим причинам, ребенок просто не в состоянии выполнить то, чего мы от него ждем: мгновенно заснуть, когда нам надо заняться работой, войти в наше положение, съесть суп не пролив ни одной капли, протопать пешком 3 километра, решить сложную задачу. … И вот, он не соответствует, а мы обижены, разочарованы, раздражены…..Но ведь произошло то, что должно было произойти: мы ждем или требуем невозможного, и - не получаем его. Все логично. ВЫХОД: снизить планку своих ожиданий, сделать их более РЕАЛИСТИЧНЫМИ. Ведь вы знаете возможности своего ребенка. От каких-то ожиданий, возможно, имеет смысл отказаться вообще (например, не нужно ждать, что сын, не имеющий музыкального слуха и равнодушный к музыке станет скрипачом). Конечно, жаль расставаться с тщательно взлелеянными планами, однако, отказавшись от нереальных ожиданий, мы перестанем жить нашими мечтами и иллюзиями, и, возможно увидим какие-то РЕАЛЬНЫЕ перспективы.
Я знаю, что мой ребенок не в состоянии утром собраться в садик или школу (встать, умыться,поесть,одеться) за 15 минут. А тридцати-сорока минут ему достаточно. Я не жду чудес, а бужу его за 40 минут до выхода.
Я знаю, что мой ребенок еще не научился кушать аккуратно и частенько пачкает одежду едой, падающей у него с ложки. Я не жду от него, что именно сегодня он поест аккуратно. Перед едой надеваю слюнявчик или футболку, которую не жалко.
Знаю, что дочь не любит манную кашу - не жду, что с завтрашнего дня она полюбит ее, варю рисовую, пшенную.
Предвижу вопрос: «не значит ли это, что мы должны смириться с тем, что ребенок еще мал, ничего не умеет и совсем никак не побуждать его к развитию, ничему не учить? Пачкает одежду, пусть так и пачкает до пенсии? Не может войти в мое положение и понять меня, пусть так и растет эгоистом, не обращающим внимание на чувства окружающих?» КОНЕЧНО НЕТ!
Во-первых, в развитии ребенка есть так называемые естественные сензитивные периоды, в которые он легко, с интересом и желанием осваивает новые для себя навыки. И малыш, который, несмотря на ваши усилия, ни в какую не хотел в год катать колбаски из пластилина, а в полтора выражать свои мысли словами, в два года, возможно, сам слепит колобка или гусеницу, а в два с половиной замучает вас вопросами, «что это такое?» и «почему?», задаваемыми с частотой 6 раз в минуту.
Во-вторых, ребенок многому учится, подражая тем примерам, которые он видит перед собой. ( кстати, маленькое дополнение к теме завышенных ожиданий: бесполезно запрещать ребенку повышать голос и кричать на других членов семьи, если родители сами частенько ругаются между собой. Бесполезно требовать порядка в комнате ребенка, если во всех остальных комнатах бардак.). Так что если вы на своем примере
И в третьих, конечно, надо обязательно ставить перед ребенком развивающие задачи, но они должны быть такими, чтобы он был в состоянии решить их хотя бы вместе с вами. «Давай читать по очереди - одну страницу ты, две страницы я!». «Давай вместе мыть посуду, я буду намыливать, а ты- смывать!». Итак, вместо завышенных ожиданий - реальные развивающие задачи!
ЗАДАНИЕ 1. Вернитесь к списку ваших ожиданий. Все ли они реалистичны? Есть ли среди них те, от которых стоит отказаться совсем? Готовы ли вы это сделать? Если нет, то что вам мешает? Есть ли среди них завышенные, но с верно выбранным направлением? Каковы реальные возможности ребенка в этом направлении? Что он может? Зная возможности своего ребенка, какими реальными развивающими задачами вы можете заменить эти завышенные ожидания? Как вы совместно с ребенком будете решать эти задачи? Поделитесь своими мыслями.
ЗАДАНИЕ 2. Расскажите, как вам удалось прожить день с новым состоянием, которое вы хотите иметь в душе вместо гнева и раздражительности (вчерашнее домашнее задание). Насколько легко было произвольно вызывать это состояние в душе, удерживать его? Какие возникали трудности? Чего удалось достичь? Что интересного заметили, выполняя это задание?
Пока мы говорили о том, как не допустить или снизить вероятность возникновения у нас чувств гнева и раздражения. Завтра мы поговорим о волнующем многих вопросе - том, что же делать с уже возникшими у нас чувствами? Как с ними справиться? Можно ли контролировать внешние проявления гнева? Если да,то не получится ли, что, не найдя разрядки, подавленный гнев доведет нас до невроза? Какие еще варианты существую кроме подавления гнева и его выражения в агрессивном поведении? Как управлять своим гневом?
До завтра! Жду ответов на задания!

гнев, психология, тренинг

Previous post Next post
Up