7 навыков высокоэффективных семей. 1 глава

Feb 06, 2012 00:47

В рамках проекта "читаем и воплощаем" мы начинаем читать книгу Стивена Кови "7 навыков высокоэффективных семей". Сегодня предлагаю обсудить первую главу и начать ее применять. В среду будем говорить о том что уже удалось применить и обсуждать следующую главу.

Глава 1. Будьте проактивны.
Первый навык - проактивность. Между стимулом и реакцией есть промежуток времени на принятие решения. И наша свобода - именно в принятии решения о той или иной реакции. Прежде чем отреагировать на автомате нажмите на кнопку "пауза" в своей голове и подумайте - а как все-таки правильно отреагировать на событие. Не идите на поводу у обстоятельств, не будьте пассивными (реактивными), будьте проактивными - создавайте оови правила.

При выборе вашей реакции вам помогут следующие качества:
Самосознание
Совесть
Воображение
Независимая воля (Сила воли)

Каждое из этих качеств можно "прокачивать", чтобы они все вместе помогали вам принимать верное решение о вашей реакции на то или иное событие. Кови приводит тест для определения уровня каждого из этих качест и дает советы как их "прокачивать".

Далее он дает несколько прикладных советов как увеличивать проактивность. Любовь - это действие. Если вы любите своих близких покажите это реальными действиями, а не только мыслями в своей голове или словами. Просите прощения за свои ошибки, держите данное слово, не сплетничайте и не осуждайте за чьей-то спиной.

Отдельно Кови приводит отличную метафору эмоционального банковского счета, которые надо пополнять положительными поступками довольно долго для того чтобы потом иметь возможность с него что-то снять. Думаю, многие родители это знают по своему опыту - ты 2 года заботишься о ребенке, а потом вдруг замечаешь что он уже довольно сильно подрос и возвращает твою заботу сторицей.
Если у вас в доме принято говорить друг другу спасибо, то и ребенок усвоит эту модель поведения. Я не могу заставить ребенка делать зарядку, но если я сама ее делаю по утрам в течении нескольких месяцев, то и он начинает ее делать по собственной инициативе.

Круг влияния и круг забот. Круг забот - то то что вас волнует. Круг влияния - это то что вы реально можете сделать, на что вы реально можете повлиять. Если вы беспокоитесь о том что вы не можете изменить (Круг забот), то у вас остается меньше сил на то что все равно следовало бы сделать(круг влияния, которые уменьшается). Если же вы просто хорошо делаете то, на что вы можете повлиять (работа в Круге влияния), то у вас появляется больше возможностей для изменения того что лежит за его границами (расширение Круга влияния). Кови приводит несколько вполне убедительных примеров из жизни. "Дай мне сил изменить то что я могу изменить, мужество принять то что не могу изменить и мудрость чтобы отличить одно от другого" - примерно так бы я перефразировала этот кусок главы.

Итак, задания для проработки. Кови предлагает:
1. Подумайте как мы можем прокачать наши 4 качества и увеличить нашу проактивность.
2. Обсудите с близкими идею "паузы". На мой взгляд "пауза" это типичный тайм-аут, который упоминается во многих книгах про общение с детьми. Предлагается придумать универсальный семейный жест для паузы.
3. Обсудите с близкими Круг влияния и Круг забот. Поговорите о вещах, на которые вы не можете оказывать влияния, попробуйте перенести ваши усилия на вещи, которые вы можете изменить.
4. Обсудите с близкими идею эмоционального банковского счета. Договоритесь в течении недели его только пополнять и не производить изятий. А в пятницу обсудим что вышло:)

Отдельно есть несколько заданий для детей, которые мне показались несколько фальшивыми. Кови предлагает спрятать маленький сюрприз для ребенка и искать его при помощи подсказок. Каждую из подсказок ребенок может получить если правильно ответит на вопрос из серии "что такое хорошо и что такое плохо".

А вот идея с эмоциональным сейфом мне понравилась. Обсудите с ребенком идею эмоционального банковского света, изготовьте коробку для "внесения наличности" и специальные карточки "взносы". Предложите детям течении недели делать взносы на счета отношений с разными детьми.

Если первая из предложенных идей мне кажется сомнительной (обсудить что такое хорошо и про поступать по свести - это полезно, но форма странная), то идея взносов для пишущих детей мне кажется просто отличной. Дети смогут задуматься о том что хорошего оди делают другим членам семьи и проявить себя.

Хорошей вам недели и применения главы! В среду обсудим что получается и начнем применять 2 главу:)

7 навыков, читаем и воплощаем

Previous post Next post
Up