Здравствуйте! Сегодня мы начинаем наш тренинг.
Первый вопрос, который мы должны поставить перед собой - и непременно решить - «а зачем вообще нужно заниматься с детьми?»
Вопрос не столь праздный, как может показаться. И далеко на столь простой и очевидный, каким выглядит на первый взгляд. Вам может показаться, что вы уже ответили на него в комментариях к анонсу. Однако напомню вам, что при подготовке к тренингу я спрашивала вас, какие занятия вы считаете необходимыми. Это вопрос «чем?» заниматься, а не «зачем?» Вопрос «чем?» гораздо проще, поэтому он и был дан для начала. Но, не поставив перед собой цели занятий, легко увлечься многочисленными методиками и пособиями, зачастую сочетая несочетаемое и не задумываясь о конечном результате. Возможно, по окончании тренинга вы скорректируете и пересмотрите свои ответы (а мы непременно обсудим их уже завтра).
Итак, зачем заниматься с ребенком? Цели у занятий всегда две - воспитание и развитие. Я не ошиблась: воспитание стоит именно на первом месте. Думаю, все согласятся с тем, что в первую очередь хотят видеть своих детей добрыми, честными, порядочными, отзывчивыми и счастливыми людьми, а уж потом - знающими один или несколько языков, разбирающимися в математике и программировании и обладающими энциклопедическими знаниями.
Но и на вопрос воспитания каждая семья смотрит немного по-своему. Зависит это от жизненных взглядов родителей, от их характеров и темпераментов. Конечно, есть безусловные ценности, но и на них родители смотрят весьма по-разному. Кто-то хочет, чтобы ребенок вырос добрым, а кто-то - чтобы умел отстоять свои интересы. Кому-то важно воспитать в ребенке терпимость, а кому-то - качества лидера. И каждый взгляд имеет право на существование. А более «мелкие» моменты? Их еще больше. Ну, скажем, что важнее - воспитать в ребенке чувство юмора или умение быть серьезным?
Вопрос развития еще более вариативный. Зачем ребенку те или иные знания, умения и навыки? Варианты ответов самые разные: чтобы ребенку легко было учиться и получать новые знания, чтобы он полюбил учебу (легко учиться и любить учиться - вещи совершенно разные, правда?), чтобы он много и с интересом читал, чтобы умел выражать свои мысли, чтобы был творческим человеком, чтобы, зная многое, имел свободу выбора.
Если Вы определите для себя, какой результат занятий вы хотите получить, какова ваша цель воспитания и развития ребенка, Вам не придется заниматься с ребенком всем. Вы построите ту систему занятий, которая необходима именно Вам и Вашему ребенку.
Построением такой системы мы и будем с вами заниматься.
Сегодня я попрошу Вас сформулировать цель Ваших занятий. Что Вы хотите воспитать в ребенке? Что развить? Сейчас не стоит опираться на какие-то конкретные занятия, например, «математические способности наверняка пригодятся в жизни, поэтому мы занимаемся счетом». Давайте помечтаем, каким Вы видите ребенка в будущем.
Завтра мы поговорим с Вами о том, чем нужно заниматься с детьми. Обсудим особенности разных возрастов и определим обязательный минимум занятий для каждого возраста, а также рассмотрим опасный максимум. Завтра нам обязательно потребуются Ваши ответы на вопрос анонса, какие занятия Вы считаете необходимыми, и ответ на вопрос о цели, поставленный сегодня.