Время для наших детей

Sep 07, 2011 00:11

Мы сейчас активно готовим 3-й ноябрьский номер журнала "Успевай с детьми!" (подписка http://uspevai7ya.ru). Не могу дождаться его выхода, хочу поделиться очень ценной, на мой взгляд, статьей Веры Кореховой. Тем более, что на следующей неделе Вера проведет в сообществе тренинг "Планируем занятия с детьми". Анонс тренинга будет к концу недели.

"Достаточно ли времени вы уделяете своим детям? Не считаете ли вы, что им не хватает вашего внимания? А вообще имеете ли вы право на время для себя, если у вас маленький ребенок? Давайте разбираться вместе.


Заядлая форумчанка

Юля очень любит пообщаться на разных форумах. Благо, такая возможность сейчас есть, потому что Юля не работает. Она в отпуске. Декретном.
Обычно ее день проходит так. Просыпается двухлетняя Катя, Юлина дочка, следом за ней встает и Юля. Она бы еще подремала, конечно, да опасно оставлять без присмотра такую активную и уже много умеющую малышку. Юля одевается и одновременно включает компьютер: завтрак у Кати только через полчаса, так почему бы не заглянуть в эти полчаса в интернет - лучше сейчас полчаса, чем потом полдня. Включить компьютер, дождаться, пока он загрузится, потом подключиться к интернету, открыть браузер - это недолго, но… не меньше пяти минут Юля выполняет эти действия. Потом еще пятнадцать, чтобы посмотреть несколько страниц в закладках. Для Юли эти двадцать минут - мгновение. А для двухлетней Катюши - почти бесконечность. Эти пять минут она бегает по квартире, залезает на диван и слезает с него, играет с конструктором, хватает все предметы, находящиеся в ее досягаемости, просто валяется на еще не убранной маминой постели и хохочет. Ей радостно и весело. Ну хочется ли прерывать веселье на такое скучное дело как одевание? Поэтому Юле очень часто приходится одевать дочку практически силком, да и умывается малышка нередко тоже со слезами.
Потом они обе завтракают, а после завтрака до прогулки остаются те же невинные полчаса. Компьютер уже включен, так что Юля «на законных основаниях» присаживается к нему, а Катя играет, время от времени подбегая к маме. Мама каждый раз говорит ей: «Скоро будем одеваться и пойдем гулять, да?». И Катя, разумеется, с готовностью соглашается: «Да! Гулять пойдем!» Прогулка запланирована на десять часов, но в десять Юля с Катей только начинают собираться. Сборы занимают от пятнадцати минут до получаса. Но даже если выход задержался, вернуться с прогулки они должны к обеду, к двенадцати.
Вернувшись, Юля включает пароварку с дочкиным обедом и напоминает Катюше: «Давай раздеваться». А в это время снова включает компьютер. Утренняя история с переодеванием повторяется. Накормив и уложив дочку, Юля обедает сама. А пообедав, возвращается к компьютеру: ведь пока дочка спит, она принадлежит сама себе, а посуду можно и потом помыть.
Время после Катюшиного дневного сна более насыщено. Юля, хоть и нехотя, но должна выключить компьютер и идти на кухню: нужно кормить дочку полдником, да и муж скоро вернется с работы, а ужин еще не готов и даже посуда после обеда не помыта, а ведь еще и в комнате надо немного (а иногда и довольно основательно) прибраться.
Время до отхода ко сну пробегает незаметно и суетливо. Перед сном Катюша отправляется в ванную с папой, а Юля вновь читает любимые форумы. Потом Катю укладывает папа, а Юля торопливо моет посуду и включает стиральную машинку. Вот и все, день закончен. Дочка спит, и время принадлежит только взрослым. Юле, конечно, хочется воспользоваться этой свободой и посидеть у компьютера подольше, но ведь утром Катюша встанет вовремя и снова не даст понежиться в постели подольше.

Работающая мамочка
Оксана тоже сидит с маленькой дочкой, но ее жизнь кардинально отличается от Юлиной. Хотя Настеньке всего годик, Оксана работает. Ее профессия позволяет ей работать, не выходя из дома, и при этом неплохо зарабатывать: она веб-дизайнер. Впрочем так ли сильно отличается ее жизнь от жизни Юли? Конечно, Оксана не будет тратить время на форумы, она даже в скайпе общается только по делу. Но если мы посмотрим, как проходит день Оксаны и Настеньки, мы найдем очень мало отличий от дня Юли и Катюши. Тот же компьютер, те же дела урывками. Только Оксана проводит у компьютера больше времени и совсем не может позволить себе отвлекаться. Если есть срочная работа, она и прогулку с дочкой может отменить. А когда Настенька зовет маму или плачет от скуки (все-таки она на целый год младше Катюши и еще не умеет долго себя развлекать), Оксана очень раздражается и даже, бывает, кричит на дочку. Поэтому, чтобы Настя как можно дольше не отвлекала маму, девочка часто слушает сказки, а недавно Оксана прибегла к самому действенному способу надолго занять Настеньку: она стала включать дочке мультфильмы. Конечно, это неполезно. Но по-другому не получается: иначе Настя скучает, хнычет и то и дело теребит маму. Да и мультфильмы Оксана выбирает самые спокойные, добрые, чаще всего старые советские.

Идеальная хозяйка
А вот Надежда совсем другая по складу характера, чем Юля и Оксана. Она к компьютеру подходит, чтобы вытереть с него пыль, а если и заглядывает в интернет, то чтобы найти какой-нибудь необычный рецепт. Надежда - идеальная хозяюшка. Уж она-то не будет утром валяться в постели, потому что вечером засиделась на форуме, и она никогда не позволит себе накормить мужа магазинными пельменями, потому что есть срочная работа. Ее квартиру можно смело фотографировать для любого женского журнала: образец уюта, стиля и красоты. А какие обеды и ужины она готовит! Даже на завтрак у нее не банальная каша или привычная всем яичница, а то запеканка со сладким соусом, то оладушки (и когда это она успевает их пожарить?), даже обычная овсянка подается с фруктовым салатом. К ней можно прийти без предупреждения в любой момент, и всегда в доме будет идеальный порядок, а к чаю Надя предложит гостям выпечку собственного приготовления. В общем, все Надины подруги и родственницы (даже собственная мама) только удивляются: как же можно достичь такого совершенства в ведении дома? Ведь любой женщине понятно: за идеальной чистотой и уникальными блюдами стоит титанический труд. У Надежды тоже есть дочка, Соня. Ей четыре с половиной года.

«Я - плохая мать»
Что же объединяет таких разных, на первый взгляд, женщин - идеальную домохозяйку Надежду, талантливого и увлеченного специалиста Оксану и, честно говоря, бездельницу Юлю, практически впавшую в интернет-зависимость? А объединяет их самое главное: они - мамы, которые, конечно, очень любят своих детей и чувствуют ответственность за них. Все они замечают, что за весь день они практически не уделяют внимания собственному ребенку. При этом все они - современные женщины и наслышаны о раннем развитии, о полезных играх на каждый год жизни, о чтении чуть ли не с пеленок и о детской психологии, разбираться в которой каждый родитель сегодня просто обязан. А они… Конечно, они следят за режимом и питанием детей, гуляют с ними, покупают им красивую одежду, хорошие игрушки и нужные книги, целуют и обнимают. Но дети почти все время предоставлены сами себе, а мамы только иногда говорят им что-то ласковое или наоборот одергивают да следят за безопасностью дочек.

А как же совместные игры (те самые, развивающие, соответствующие возрасту и заранее продуманные, чтобы было интересно), прогулки, не похожие одна на другую, чтение книг, рисование, лепка и аппликация и занятия по красочным пособиям? Ведь обо всем этом так мечталось в беременность! Ничего этого нет в их жизни - и наши героини чувствуют огромную вину перед своими детьми. «Я - плохая мать», - эта мысль всегда присутствует в их сознании.
Они очень хотят что-то изменить. Но начинается новый день - и вовлекает их в привычную круговерть.

Сколько времени уделить ребенку?

И Юля, и Оксана, и Надежда ежедневно упрекают и обвиняют себя. Да, в чем-то заслуженно, но во всем ли? Ведь в каждой из них можно найти замечательные качества. Надежда делает свой дом уютным и красивым, в таком доме радостно находиться, туда хочется приходить и приглашать друзей, да и настроение само собой повышается в доме, где царит гармония и пахнет пирогами. Оксана весьма преуспела в очень современной и востребованной профессии, ей на редкость удачно удалось сочетать занятие любимым делом и высокий заработок. Да и Юля совсем не просто лентяйка. Форумы и социальные сети стали неотъемлемой частью современного мира. Многие люди в силу разных обстоятельств лишь там могут свободно пообщаться - не по делу, а просто так, - поделиться радостями и проблемами, попросить совета и обсудить интересующие их вещи. Юля может поддержать кого-то в беде, с кем-то разделить радость, кому-то подсказать решение проблемы, а с кем-то пообщаться с пользой и для себя, и для собеседника. Да и умение высказывать свои мысли в подобной переписке оттачивается - было бы желание.

А самое главное, они увлеченные натуры. Они чувствуют, что хотя ребенок и стал центром их жизни, но жизнь многогранна - и другие ее стороны очень привлекают.

Однако при этом все три мамы действительно мало и непродуктивно общаются со своими детьми и дети чувствуют это. Как же изменить ситуацию?

Прежде всего, не стоит пытаться выстроить весь свой день лишь вокруг ребенка. Это утомит и ребенка, и маму. Кроме того, у ребенка, даже у самого маленького, тоже должно быть личное время, когда он предоставлен сам себе. Для малыша такое «самостоятельное» время исчисляется несколькими минутами, а вот Надина дочка в свои четыре с половиной года вполне может занимать себя в течение сорока минут, а то и часа. Причем такие «неорганизованные» промежутки нужно предоставлять два-три раза в день. Чем займется ребенок - он решает сам. Он может поиграть и с игрушками, и даже с обычными предметами, полистать книжку (которую тоже выберет сам), порисовать или просто побегать-попрыгать. Даже если ребенок тихонько сидит на одном месте и, казалось бы, ничем не занят, может быть, только тихонько приговаривает что-то или что-то разглядывает, не стоит нарушать его одиночество: он о чем-то серьезно задумался (да-да, малыши тоже могут и должны размышлять), или сочиняет сказку, где он, возможно, главный герой, или просто отдыхает.
Время, когда ребенок сам распоряжается собой, очень важно. Оно развивает фантазию, ведь уже не мама разыгрывает с игрушками целые спектакли, а самому нужно придумать, как с ними играть. Оно приучает к самостоятельности и учит выбирать и принимать решения: чем сейчас заняться - почитать или пособирать конструктор? Оно заставляет преодолевать сложности и добиваться результата: не получается слепить задуманную фигурку или составить детальки «Лего» - подумай, как быть, пробуй и так и этак, ведь мама занята, подсказать не может. И будьте уверены: как следует потрудившись, ребенок непременно справится сам. В конце концов такие минуты позволяют побыть наедине с собой и прислушаться к себе. А это очень важно для любого человека, и маленького, и взрослого.

Ну а пока ребенок занимается своими делами, маме ничто не мешает заняться своими. Вот и время хоть для увлечений, хоть для работы. Как много времени у вас будет? Пока не заметите, что ребенок устал, заскучал или почувствовал себя одиноко. А заметить это несложно: детка начинает то и дело подбегать к вам то с одной, то с другой просьбой или вопросом, капризничает (особенно совсем маленькие), хулиганит, совершая заведомо запретные действия, которые обязательно привлекут ваше внимание, или уже совсем ничего не делает, но при этом не задумывается о чем-то, а с бессмысленным видом слоняется по комнате.

Если почувствовали, что ребенку надоело быть одному - не стоит ругаться, а тем более прогонять ребенка от себя. Займитесь чем-то вместе, и не обязательно это должны быть игры. Домашние дела для любого ребенка тоже очень увлекательны, только участие детки в этих делах должно соответствовать возрасту. Полуторагодовалый малыш может принести игрушки и книжки на полку, «вытереть» тряпочкой пыль или «вымыть» пол, подать вещи для стирки или с вашей помощью выгрузить вещи из стиральной машинки. Трехлетний уже может вытереть посуду, разобрать вещи для стирки по цвету, аккуратно расставить книги и игрушки, полить цветы. Пятилетний - вполне тщательно вытереть пыль или подмести и помыть посуду.
Так вы и дела сделаете, и пообщаетесь, и - что немаловажно - постепенно приучите ребенка к труду и к тому, что у него есть определенные домашние обязанности. И это время - без развивающих игр и занятий - тоже будет временем, которое вы уделяете ребенку, и время это принесет вашей деточке и пользу, и удовольствие.

Но кроме совместных дел в сутках обязательно должно быть, посвященное ребенку всецело, без отвлечений на другие дела. Такая полнота общения с вами позволит ребенку насытиться вашим обществом, с избытком почувствовать вашу любовь и заботу, а значит, чувствовать себя уверенно и безопасно. Именно благодаря этим минутам, когда все ваше внимание устремлено на ребенка, он может некоторое время развлекать себя сам, не стараясь урвать хотя бы крохи общения с вами.
Так общаться вы можете на прогулках. Гуляете по улицам - обсуждайте все, что видите, показывайте ребенку все то интересное, что встретиться вам на пути, и рассказывайте об этом, и детку не забудьте выслушать. Идете в магазин - обсуждайте по пути, куда вы идете, что купите, и какую вкуснятину потом вместе приготовите. Играете на детской площадке - лепите вместе из песка пироги и торты, перевозите на грузовике важные грузы, а если ребенок бегает, залезает на горки и лестницы и катается на качелях - не забудьте искренне восхититься его ловкостью и разделить его восторг.
Конечно, нужны и занятия, которые тоже по праву принадлежат только ребенку. Даже если ваше чадо уже ходит в какой-нибудь развивающий центр или в детский сад, не сомневайтесь: занятия дома с мамой ему тоже нужны. Не знаете, как выкроить время на занятия? Не тревожьтесь: их продолжительность невелика - от 5-10 минут для малышей в год-полтора до 20-25 минут для пятилеток-шестилеток. А уж пять и даже 25 минут выкроить всегда можно, да и вам не помешает смена занятий. Чем заниматься? Лепкой, рисованием, аппликацией, позже - чтением и счетом. Сейчас много очень интересной и разнообразной литературы с развивающими занятиями - выберите то, что придется по душе. А для удобства стоит составить для себя план занятий на неделю. (О том, как составить такой план, мы с вами обязательно поговорим на тренинге)"

И последний, может быть, самый важный момент. Мы начали наше обсуждение с того, что не стоит весь день уделять внимание лишь ребенку. Но у дня непременно должен быть стержень - режим, удобный и ребенку, и вам. День должен быть для ребенка предсказуем. Ребенок должен точно знать, что за чем следует. Например, после пробуждения он может пять минут подурачиться, повалявшись на кровати и побегав по комнате, но это должны быть действительно пять минут, а не бесформенный промежуток времени. А потом вместе идем умываться, одеваемся и завтракаем. После завтрака - прогулка, после прогулки - обед и тихий час. После полдника - занятия. На ночь - сказка. Как пройдет ваш день - решать вам, но день должен быть четким. Для ребенка это - спокойствие и стабильность, а значит, отсутствие капризов и нервозности, организованность и аккуратность. Ну а вам режим тоже будет полезен: вы сможете лучше организовать свое время, решить, когда лучше всего заниматься домашними делами, а когда - работой, да и на отдых время найдется, а вот впустую тратить время или излишне увлекаться какими-то занятиями вы точно не будете."

Poll

занятия с детьми, работа в декрете, развитие

Previous post Next post
Up