Как поговаривал еще Наполеон - георграфия - это приговор. В целом, зная историю России с этим крайне трудно спорить. Очень много желающих до сих пор облизывается на наши бескрайние запасники всевозможных полезных ништяков. Злые языки даже приписывают бывшему госсекретарю Мадлен Олбрайт, которая недавно заявила, что из-за "Трампа поганого" даже паранджу наденет, слова: "
колоссальные естественные богатства Сибири несправедливо принадлежат одной России". Однако, к тому же сами просторы России являются огромным козырем - мы легко, а главное - безопасно - можем соединить Китай и Европу. И это на самом деле очень важно, даже важнее, чем многим думается.
Когда-то мне подарили книжку "Почему Россия не Америка", где четко, красиво, научным языком, но не без юмора доказывается, что: 1. жить в России нельзя, потому что холодно, 2. ничего у нас не растет, потому что мы не в Африке, 3. населения толком не будет - т.к. жрать неча, нефть конечна и 4. все более-менее интересные ресурсы у нас тоже там, где вечно холодно и темно. В общем, кому не лень тратить время и нервы, т.к. книжку мне подарили в 2010 году и с тех пор воды утекло, сами понимаете - скачайте и почитайте. Пока же история показала, что у нас урожаи рекордные и Россия вышла на
ПЕРВОЕ МЕСТЕ В МИРЕ по экспорту зерна, климат меняется, а самое главное - через нас можно и нужно возить кучу грузов! Ведь в той же книге было указано, что возить выгоднее всем МОРЕМ - трение, господа. Дескать, очень затратно тереть колеса о рельсы, когда можно плыть себе и плыть. Собственно, не поспоришь - до последнего времени, как тоже было указано, все грузы шли из Китая в ЕС морем и там таможились, чтобы оказаться в России. Но, все течет, все меняется.
Во-первых, у нас появился СевМорПуть. В смысле, он был - но таяния ледников, а также наш единственный ледокольный флот в мире творят чудеса и в результате привычному, через Сэцкций Канал, пути - появился аналог. Причем, более быстрый.
Основное преимущество Северного морского пути перед конкурентами - маршрутами через Суэцкий и Панамский проливы - расстояние. Разница на участке между одними из наиболее загруженных портов в мире - Роттердамом и Иокогамой - может достигать 7,1 тысячи километров в зависимости от выбранного маршрута. Т
о есть при использовании Северного морского пути дистанция сокращается на 34 процента, писал в 2015 году председатель комиссии Совета Федерации по национальной морской политике и зампредседателя экспертного совета по Арктике Вячеслав Попов. The Wall Street Journal осенью 2015-го прогнозировала, что к 2021 году объем перевозок по СМП может достигнуть 15 миллионов тонн. Для сравнения, сейчас через Суэцкий канал ежегодно провозят 900 миллионов тонн.
Справедливости ради, с другой стороны, скажем, т.к. СевМорПуть не является совсем уж целью этого поста - не все согласны с тем, что это выгодная транспортная артерия. Правда, при этом, важность СевМорПути также никто не оспаривает - просто ставят другие цели:
"Ряд проектов и программ по освоению Арктики могут быть не особо эффективными с точки зрения прибыльности, но значительно экономить госрасходы. Возьмем Северный морской путь: транзит зарубежных грузов по сравнению с Суэцем через арктический транспортный коридор не так эффективен, но нам выгоден каботаж (плавания коммерческих судов между морскими портами одного государства - прим. ТАСС) и внутренние арктические перевозки,
а экспорт сырья и продукции Арктики даже сверхприбылен", - сказал Шишкарев, пояснив, что вопреки экономике никто плавать по Северному морскому пути не будет.
Ранее сообщалось, что на российском арктическом шельфе сосредоточено более 20% мировых запасов углеводородного сырья, морские биоресурсы могут добывать в промышленных масштабах. По расчетам эксперта, транзит судов через Северный морской путь - кратчайший судоходный маршрут между Европой и Азией - при всей затратности перевозок может приносить дивиденды при должном экономическом взаимодействии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы. В частности, китайские суда уже прошли Северным морским путем, и китайцы высказывают намерение сотрудничать дальше с Россией в этом направлении.
Помните, я цитировал Наполеона про географическое проклятье? Оно может быть приятным - главное: технологии! Собственно, вот мы и подошли к самому сладкому. Если я полезу сейчас в детали, что есть два типа цивилизаций: Морская (Англия и США), а также Сухопутная (Россия) - мы тут застрянем на неделю, тем более все это давно уже расписано. Поэтому ограничимся тем простым фактом (и достаточно известным), что США со своими авианосцами, как и когда-то Англия со своими парусниками, а позже линкорами и т.д. контролируют и по сей день ВСЕ МОРСКИЕ ПУТИ СООБЩЕНИЯ. Более того, западными цивилизациями контролируются и важнейшие проливы. Например, затопление где-нибудь посреди суэцкого канала чего-нибудь большого приведет к колапсу перевозок в МИРОВОМ МАСШТАБЕ. А там тебе и нефть, и товары, и еда... Не цель этого поста показать все в деталях - нас интересует смысл. И он в том, что Китаю до зарезу нужен рынок сбыта, а самый классный, после США (несмотря на все долги), на данный момент - это рынок ЕС. И также Китаю крайне важно - чтобы он на этот рынок мог спокойно поставлять себе свои товары. И хуже того, еще Китаю важно, чтобы энергоносители ему также шли вне зависимости - перекроют ему Штаты краник или нет - последнее, кстати, возвращает нас в пост про Россию -
Энергетическую державу.
Т.е. цель - поставлять товары из Китая в ЕС - быстро и безопасно. Морем быстро уже не получается, а безопасно так вообще. Всякие "страшные" сомалийские пираты, да мало ли чего можно придумать, правда? Плюс, еще раз повторимся - в любой момент какой-нибудь пролив может внезапно "крякнуть" и приехали. И теперь я с удовольствием даю слово товарищу Алексею Анпилогову (
старый блог которого настоятельно и категорически рекомендую читать всем, а потом можно и новый):
Дополнительным толчком к этому стало и то, что в период бурного экономического роста 1970-2010-х годов Китай уже во многом выстроил транспортную и инфраструктурную систему,
альтернативную американской системе морской торговли. На сегодняшний день мы уже видим практически финальную стадию создания единой евразийской сухопутной транспортной сети - на этой неделе первый прямой грузовой поезд пришёл из Пекина в Лондон.
Речь идет о циклопических по масштабам инфраструктурных проектах внутри материка, которые инициированы Китаем и сооружаются во многом на китайские деньги, призванных ликвидировать главный исторические недостатки наземных коммуникаций в сравнении с морскими - неэффективность, сложность, дороговизну и низкую скорость передвижения людей, товаров, услуг и ресурсов по суше. Внутри своей страны Пекин уже создал сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей, которая превосходит по своей протяженности аналогичные линии всего остального мира. Скорость строительства китайских автомобильных шоссе сравнима лишь с программой строительства американских хайвеев в 1950-х годах или автобанов гитлеровской Германии в 1930-е годы.
На наших же глазах завершается создание реинкарнации нового «Шелкового пути», который сделает КНР окончательно независимыми от морской торговли.
Как видите, инфраструктуру внутри - Китай уже сделал. Скоро дойдет очередь и до нас - я больше, чем убежден в этом, иначе смысла не было никакого, а стратегически - как вы можете убедиться, он есть и он, для Китая - огромен. Мало того, недавно уже прошел первый поезд в Англию:
Первый товарный поезд из Китая, стартовавший из восточной провинции Чжэцзян 1 января, прибыл в Лондон, передает Би-би-си. За 18 дней состав преодолел почти 12 тыс. км (7,5 тыс. миль), проехав через Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу, Германию, Бельгию и Францию.
Поезд доставил в столицу Великобритании 34 контейнера, в основном груженых одеждой и другими товарами широкого потребления, произведенными в Китае. Еще десять контейнеров с товарами были разгружены на пути в Лондон - в немецком Дуйсбурге.
И, безусловно, это не первый поезд вообще, идущий транзитом не по морю - но из Китая и в ЕС:
- Еще 6 октября 2008 года в Гамбурге был торжественно встречен поезд из Китая. 10 тысяч километров были преодолены за 17 дней. Пару лет назад по этому маршруту началось еженедельное сообщение.
- В 2011 году открылось сообщение с Лейпцигом (11 тыс. км за 23 дня). Можно сказать, с важными немецкими городами Китай с недавних пор связывают рельсы.
- 9 декабря 2014 года первый грузовой железнодорожный состав прибыл в Мадрид (13 тыс. км за 21 день). Между прочим, из Иу, того самого города на восточном побережье Китая, из которого выехал «лондонский» экспресс.
Мало того, мы уже можем наблюдать очень интересный феномен истерики штатовских шестерок ровно по поводу последнего поезда из Китая в Англию. Это лучший показатель того, что происходит тиктинический сдвиг и США это крайне не по душе. Ничего, кстати, личного - строго деньги.
Американцы, видя такое дело, «запустили Берлагу» - надежного, как весь гражданский флот (а также Пятый и Шестой ), польского министра обороны. «Концепция Нового шелкового пути и экспансия Китая - это договоренность Западной Европы с Россией и Китаем по исключению из евразийского пространства влияния Соединенных Штатов и ликвидации геополитической субъектности Польши. Польша, самое большое государство на стыке российско-китайской и немецкой зон влияния, - единственная, кто мог бы создать
потенциальную альтернативу этой евразийской сверхсиле», - уверенно Антоний Мачеревич. Что имел в виду этот занятный персонаж, подозреваю, не знает даже он сам.
Уважаемый Павел Шипилин зря, думаю, задается риторическими вопросами - дело было не в бобине. Петрушке не надо знать, что он говорит. И потому польскому министру обороны, кормящемуся с рук НАТО - совершенно не важно, что говорить - важно по какому поводу. Проблема, единственно, последнее время у Петрушек - что иногда лучше жевать, ибо совсем уж "контору палят". Но что поделать, время такое.
Кстати, про Польшу. Тут давеча записку обнародовали, что позволяет понимать, что США это любимый господин "Пэ-Жэ" пока еще наших соседей, но очень нехорошие мысли закрыдываются им в голову давно-давно:
Накануне МИД Польши опубликовало записку, датированную 2008 годом, которая, по утверждению руководителя польской дипломатии Витольда Ващиковского, стала началом ухода руководства Дональда Туска
от проукраинской политики в пользу русских интересов. В документе отмечается, что рвение РФ стать великой державой не означает, что она вступила на путь собственных прошлых имперских амбиций.
Это в целом, совершенно не удивительно. Как говоривал персонаж одного кинофильма - деньги все любят. А уж с приходом Трампа стало очевидно, что, как завещал незабвенный Борис Абрамович Березовский: деньги были, деньги будут - сейчас денег нет.
Ну, а теперь, когда вы поняли, что на транзите грузов Россия может зарабатывать... (продолжение следует завтра).