Ледокол Гринпис «Arctic Sunrise» встретил в Арктике сейсморазведочное судно «Академик Лазарев», которое работает на нефтеносном участке Роснефти в Баренцевом море. Состоялся характерный диалог - капитан эколедокола осведомился, каким образом компания намерена обеспечивать экологическую безопасность работ. С «академика» ответили, что они работают на госкомпанию «Роснефть», что их деятельность «безопасна для животных» и тут же выключили связь.
Координатор арктической кампании Гринпис Кристин Фергюсон напрасно пыталась продолжить диалог.
Почему эта ситуация характерная? Потому, что арктическая тема звучит в устах экологов уже не первый год, но это больше напоминает монолог, особенно, если взять позицию России. Руководство страны, компании Роснефть и Газпром, отхватившие кусок (как им мнится, лакомый) «арктического пирога», упорно изображают глухоту. Это способствует втягиванию России в арктическую авантюру, из которой нам, в отличие от более прагматичных и осторожных государств, вырваться без серьезных потерь не удастся.
«Академик Лазарев»
Разворачивающееся наступление на Арктику представляют как важнейший геополитический и экономический проект, хотя, по мнению многих толковых экспертов, оно всего лишь одна из многочисленных международных «Панам» 20-21 веков. Есть даже мнение, что никто всерьез и не собирается разрабатывать шельф ввиду того, что эти проекты чрезвычайно опасны с технологической и экологической точек зрения; необоснованны с точки зрения объемов залежей углеводородов; баснословно дороги и поэтому элементарно нерентабельны. Об этом, в частности, говорил недавно вице-президент и совладелец нефтяной компании «Лукойл» Леонид Федун:
«Если бы кто-то попросил меня вложить деньги в разведку Арктики, я бы не дал ни копейки. У нас есть еще много возможностей на материке, которые несут меньший риск, и не требуют строить с нуля всю инфраструктуру и завозить рабочих». Здравый смысл подсказывает, что пока мы не разобрались с наземными запасами, пока не научились безопасно качать нефть даже на твердой земле, в Арктику лезть нельзя. Тот же здравый смысл подсказывает, что гораздо правильнее было бы создать в Арктике международную охраняемую зону по типу Антарктической. Эта идея, выдвинутая экологами, собрала миллионы сторонников по всему миру, среди которых такие ВИПы как Пол Маккартни, Кэмерон Диаз, Бен Аффлек и многие другие.
Эта идея пока не пользуется популярностью во властных бюрократических и коммерческих кругах, которые посылают в ледовитый океан (
даже в охраняемые законом зоны) разведывательные посудины. Они выполняют поручение без сантиментов и раздумий. Заплачено - сделано.
Между тем, уже от сейсморазведки жестоко страдают удивительные обитатели Арктики - в первую очередь киты и дельфины. Если они окажутся в 500 метрах от источника сигнала, который издает разведчик «Академик Лазарев», могут навсегда потерять слух. Если приблизятся на 150 метров - могут погибнуть.
Размышлять об этом довольно неприятно, учитывая, что китообразные обладают чрезвычайно развитым мозгом. Если уж говорить о дельфинах, то недавно Индия признала их созданиями равными человеку - «личностью, но не человеческой».
Индия первой официально признала уникальность интеллекта и самосознания представителей отряда китообразных. Ну ладно - сейсморазведка. Лучше представим себе, что начнется в Арктике когда российские нефтяники начнут там бурить. Вот результаты их сегодняшней работы на суше, в гораздо более комфортных, простых условиях.
Между прочим, есть данные, что
«Роснефть» самая «грязная» нефтяная компания в мире. Только по ее собственным данным, каждый год на трубопроводах компании случается более 10 тысяч утечек. По оценке Гринпис это приводит к разливу до 2 миллионов тонн нефти.
А теперь задайте себе вопрос - доверите своего ребенка однорукой нянечке, которая на той неделе уронила соседского грудничка? Наверняка нет. Так почему мы должны верить заверениям в безопасности добычи в Арктике, которые звучат от компании или, скажу больше, государства, которые не способны навести порядок в своем хозяйстве?
Click to view