Тайна третего перелета

Jun 30, 2009 10:20

Удивительное чувство возникает каждый раз, когда соприкасаешься с историей вживую, через людей, для которых история -- не история, а собственная память. Особенно если это история нашей страны.

Недавно родители жены купили дачу. Дача принадлежала когда-то известному летчику-испытателю, и после его смерти в 88г родственники даже не удосужились особо разобрать бумаги. В гараже свалены стопками папки с отчетами об испытаниях, редкие книги с дарственными надписями авиаконструкторов. Летчик-испытатель он был знаменитый, прославившийся в войну, поднявший в воздух несколько самолетов, среди которых гражданские Ту-124 и Ту-134. Но как это часто бывает, под одной историей прячется другая. Первый хозяин дачи погиб еще до войны, и история его гибели -- это одна из героических страниц истории покорения неба и Заполярья. Когда-то там жил Николай Кастанаев, второй пилот экипажа H-209, трагического перелета Леваневского через Северный Полюс. Именем Кастанаева названа улица в Москве. А муж его дочери доживает пососедству, и он-то и приоткрыл мне историю. Ну а дальше есть Интернет.

Леваневский -- один из знаменитейших летчиков 30х. Достаточно сказать, что он был Героем Советского Союза #2 (первым был его друг летчик Ляпидевский). Героев оба получили за спасение Челюскинцев. Леваневский совершил нексколько рекордных перелетов и именно ему принадлежала идея о беспасадочном перелете через Северный Полюс из Москвы в Америку. Но первая попытка в 1935 году окончилась неудачей. Из-за поломки двигателя пришлось вернуться. Леваневский был настолько разочарован неудачей, что отказался от идеи трансполярного перелета на АНТ-25 вообще (более известном как ТБ-3). Забегая вперед, на АНТ-25 летом 36года Чкалов совершил рекордный перелет из Москвы в Петропавловск-Камчатский, а в 37году совершили свои исторические перелеты через полюс Чкалов и Громов. Но Леваневский поставил более амбициозную задачу: доказать возможность коммерческого трансполярного перелета, с грузом, из Москвы в Америку. А это можно было сделать только на тяжелом четырехмоторном самолете.

И такой самолет нашелся. Он только разрабатывался в те годы, тяжелый дальнемагистральный бомбардировщик ДБ-А. Испытывал его как раз Кастанаев, совершив в общей сложности около 100 вылетов. Самолет был по тем временам уникальный. Максимальная скорость до 330км/ч, потолок 6000м. Кастанаев установил на нем рекорд, перевезя свыше 5 тонн груза на 2000км за 7 часов. Самолет мог взлетать с полетной нагрузкой более 30 тонн. Даже у американцев в то время не было ничего подобного, "летающая крепость" B-17 только разрабатывалась. ДБ-А совершил свой первый вылет в 35 году, и к 37 еще не был окончательно готов, но его спешно дорабатывали и доделывали.

В 30е годы СССР активно исследовал Заполярье. Еще в 1932 году была построена полярная станция в самой северной точке России и Европы -- на острове Рудольфа (81 градус северной широты!). А 36году на острове Рудольфа была создана база первой советской экспедиции СП-1, которая благополучно состоялась с лета 37г по февраль 38г. Самолетами полярники были высажены на льдину вблизи Северного Полюса и продрейфовали к берегам Гренландии более 2000км за 9 месяцев, проведя множество научных экспериментов. В июле 37года Чкалов и Громов совершили свои перелеты из Москвы через Северный Полюс в США. Полет Леваневского должен был еще более укрепить авторитет СССР в освоении Заполярья.

Подготовка к полету шла очень быстро. Надо было успеть до полярной зимы и до непогоды. И вот 12 августа H-209 (по полярной нумерации) взлетел в направлении на полюс. Драматизм полета лучше всего передает короткая сводка радиограмм. Преодолевая атмосферные фронты, мороз и ветер самолет уверенно летел вперед. Через 20 часов после вылета самолет пролетел над полюсом, и Папанцы (СП-1) слышали шум его моторов. А еще через час на высоте 6200 отказал один из четырех двигателей. Это еще была не катастрофа, и в сплошной облачности, при сильном встречном ветре, с неработающими приборами (компас вблизи полюса не работает), с усиливающимся обледенением и плохо управляемым самолетом экипаж продолжал бороться. Через несколько часов самолет приземлился или разбился. Точно до сих пор неизвестно, хотя есть несколько достоверных, но не информативных, радиограмм после предполагаемого приземления, когда экипаж пытался выйти на связь. Сразу же были организованны поиски, которые продолжались несколько месяцев, но результата не дали. Попытки поиском предпринимались и позднее, но ничего достоверно подтверждающего ту или иную версию так найдено и не было.
До сих пор судьба самолета и экипажа неизвестна. Существуют многочисленные версии. Несколько лет назад экипажу H-209 в Москве поставили памятник.

Тайна третьего перелета или цейтнот Леваневского http://www.polarpost.ru/Library/Taina_3pereleta/main-3perelet.html
Обзор печати и версий гибели на 2002г: http://www.polarpost.ru/Library/N-209/text-2002-burikin.html
Подбор материалов советской печати перед полетом H-209, биографии экипажа. http://www.polarmuseum.ru/oldnp/209/209.htm
Интересная версия В.Пикуля о приледнении и многомесячном дрейфе: http://www.polarpost.ru/Library/N-209/text-1987-pikul-rikov.html

авиация, арктика, история

Previous post Next post
Up