Про "рыбу и удочку"

Jan 26, 2012 22:14

К идее "удочки, а не рыбы" я отношусь весьма скептически. Во-первых, даже если у меня будет удочка, никакой уверенности в том, что я что-нибудь поймаю, быть не может. И уж тем более не может быть уверенности, что всё время будет налавливаться столько, чтобы прокормиться. А мне ведь надо не только есть, но и, например, платить за квартиру. Может, рыбы в местной речке и нет. Или она приловчилась обрывать наживку, не глотая крючков. Ведь не всегда же и не везде удаётся что-нибудь поймать даже рыбакам со стажем, а меня ещё и никто никогда этому не учил. А если ещё и леска оборвётся, меня можно будет ругать ещё и ругать, что я испортила данную мне благодетелем вещь.

Во-вторых, не у всех хватит здоровья в холодную погоду весь день сидеть на берегу. А если река ещё и далеко от дома? А если нет хорошей тёплой и непромокаемой одежды? А если есть рыбу выловленную в местной речке-вонючке просто вредно для здоровья?

В третьих, если будешь сидеть на берегу с удочкой, то искать в это время другой источник пропитания уж точно не сможешь.

Поэтому как раз во фразе "дать удочку, а не рыбу" я вижу глубокий цинизм. (Заметьте, сказано, именно "удочку", а не "сеть" или "вёршу", с которыми и поймать можно больше, и не надо сидеть и следить весь день) Здесь смысл не в том, чтобы накормить человека, а чтобы послать его подальше и заставить его находиться у реки, где он вряд ли попадётся тебе на глаза и не сможет одновременно явиться пред твои светлы очи и доставить неприятные ощущения, и при этом ещё считать себя благодетелем. В лучшем для "облагодтельствованного" случае человек получит очень скудное пропитание, но будет трать на его добычу все дни, и ни времени, ни сил на что-либо другое у него никогда не будет.

15 октября 2011-го. Перетащено отсюда.
Previous post Next post
Up