К вопросу о платьях

Dec 09, 2023 19:46


Меня всегда, сколько помню себя, смущала форма родительного падежа множественного числа этого слова. Откуда вдруг выскакивает это нелепое крестьянское «платьев»? Для меня это звучит так же глупо, как «Пройтись по улице в белом пальте» или «Нет, птицы его полёта обычно в метрáх не ездят».

Интуиция шепчет как бы, что «платье» - часть речи где-то того ( Read more... )

быт и традиции народов мира, Розенталь проснись, занимательная лингвистика

Leave a comment

Comments 37

seminarist December 10 2023, 16:58:44 UTC
Дело в том, что правильно говорить «платьёв».

Reply


bioplant December 10 2023, 17:16:26 UTC
Вы путаете живой язык с установившейся лексической нормой и строго формализованный компьютерный алгоритм. Язык не обязан быть строго однородным и логичным.

Reply


bodeh December 10 2023, 17:51:46 UTC
пла́-тье
Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 6*a(2) по классификации А. А. Зализняка).

сча́-стье
заклятье
не-на́-стье

Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 6*a по классификации А. А. Зализняка);

они похожи, но разные подтипы склонений

Reply

plumbax December 10 2023, 19:39:17 UTC

Да, примерно такие ответы обычно и бывают.

Хотя человек выше пишет про «Вы путаете живой язык с установившейся лексической нормой и строго формализованный компьютерный алгоритм». Ваш же ответ в противоположном духе - вы ссылаетесь на какое-то абсолютно неизвестное и непонятное правило как на объективную сущность, как если бы это было математическое правило. Математические правила нельзя игнорировать, иначе может произойти, например, преждевременный взрыв при сборке атомной бомбы. Но что страшного произойдёт, если говорить вместо «платьев» гораздо более очевидное «платий», только потому что там «склонение не такое», не очень понятно.

Reply


ante_porcos December 10 2023, 17:53:27 UTC
Фасмер говорит нам, что "платье" - это собирательное от "плат", как "ворон" - "воронье", "дурак" - "дурачье" и т.п.
Как из этого выросла форма "платьев", понятия не имею, но, как минимум, неправилен ваш посыл про однотипность со "счастьем", "проклятьем" и др.

Reply

plumbax December 10 2023, 19:36:30 UTC

В этом случае множественного числа быть просто не должно. И его явно действительно изначально не было. Но оно понадобилось в практических нуждах. И, если его приходится изобрести, то возникает вопрос, почему именно в такой форме, а не в другой.

Reply

phobos_il December 10 2023, 20:20:23 UTC
Ну так они тоже не подходят по шаблону. Мы говорим "много воронья", а не "много вороньев".

Reply


ugly_troll December 10 2023, 17:59:13 UTC

То есть - должно как бы быть по идее не «платьев», а «платий».

правильно: «платьёв»

Reply


Leave a comment

Up