Апатия глазами интеллектуалов

Aug 11, 2015 19:04





Ролло Рис Мэй (1909 - 1994)

В одном из постовя уже приводил отрывок из "Волшебной горы" Томаса Манна. Он говорит о том, что если человек прозревает в своей эпохе отсутствие всяких надежд и перспектив, если ему открывается ее безнадежность, безвыходность и беспомощность, то это почти неизбежно вызывает подавленность.


Анна Кудинова в своем цикле статей "Апатия"приходит к выводу, что общества пребывают в состоянии апатии во все эпохи спада. Когда потеряны прежние ценности, ориентиры и отсутствует образ будущего. При этом если общество ещё не осознало, что у него нет никакого будущего, то до момента его прозрения может наблюдаться кратковременная энергетизация - например, в перестройку.

Без "энергетизации" подавленность общества окутала Веймарскую Германию, после поражения в Первой мировой войне.

А что сегодня происходит с нашим обществом? У нас есть образ будущего?

Не буду углубляться в последний вопрос. Продолжу по теме.

В 1969 году в США вышла книга американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя «Любовь и воля».


Автор - один из основателей гуманистической психологии, лидер ее экзистенциалистской ветви - характеризовал современную ему эпоху (то есть 1960-е) как «эпоху радикальных перемен», когда «рушатся старые мифы и символы, в которых мы привыкли искать опору». И утверждал, что любовь и воля, на которые человек всегда опирался в трудных ситуациях, вдруг стали проблемой.


Мэй говорит о том, что произошла замена любви на "голый" секс. А поиск смысла любви ушел в плоскость таких вопросов как "статистика и техника секса".

Что касается воли, то:


Кто не рискует, тот не то, что шампанского пить не будет, он полноценно жить не сможет. Так как он не способен действовать.

Лао-Цзы: "Действовать - значит быть".


Статуя Великий Лао-Цзы

Получается формула:
Риск - Действие - Бытие.

Или:
Нет риска - нет действия - нет бытия.


Уточняем формулу:
Нет риска - нет действия/воздействия на других - апатия - насилие

Веймарская Германия (апатия) - Гитлеровская Германия (насилие)

Свою эпоху Мэй называет "шизоидной". Под этим термином он понимает неспособность чувствовать; боязнь близости; отчуждение.

ВАЖНО! Анализируя свой 25-летний опыт активной психотерапевтической практики, Мэй приходит к выводу, что пациенты выступают своего рода пророками:


Первым доказательством он приводит половые проблемы, которые Фрейд обнаружил за долго до Первой мировой войны.

Второе доказательство:
рост агрессивности, отмеченный у пациентов в начале тридцатых годов. Среди прочих на это обратила внимание еще Хорни, а как сознательный феномен это проявилось в нашем обществе десять лет спустя.

Третье доказательство: рост апатии, зафиксированный у своих пациентов в 50-е годы, в 60-е принял повальный характер.

Если главной проблемой пациентов Фрейда Мэй считает подавляемую энергию, то главную проблему своих современников он видит в неспособности чувствовать.

Как вы думаете, что Мэй в своей эпохе противопоставляет любви и воле?

Ответ:


Мэй разрушил все мои прежние представления! Оказывается, в нашу эпоху любви противостоит апатия, а воле - отстраненность, нежелание участвовать в важных событиях!

Еще интересно, что главной проблемой людей - в середине 20 века - является пустота. Порожденная «Чувством, что ты бессилен что-либо изменить в своей жизни или в окружающем мире. Внутренний вакуум - это конечный результат постепенно растущего убеждения человека в том, что он, как личность, не может руководить своей жизнью... не может изменить отношение к нему других людей или хоть как-то повлиять на окружающий мир. В итоге он погружается в глубокое отчаяние... И коль скоро его желания и чувства не имеют никакого значения, то он отказывается от желаний и чувств»

Продолжение в следующем посте.

Ролл Мэй, Любовь, Апатия, Воля

Previous post Next post
Up