Ролло Рис Мэй (1909 - 1994)
В одном из постовя уже приводил отрывок из "Волшебной горы" Томаса Манна. Он говорит о том, что если человек прозревает в своей эпохе отсутствие всяких надежд и перспектив, если ему открывается ее безнадежность, безвыходность и беспомощность, то это почти неизбежно вызывает подавленность.
Анна Кудинова в своем
цикле статей "Апатия"приходит к выводу, что общества пребывают в состоянии апатии во все эпохи спада. Когда потеряны прежние ценности, ориентиры и отсутствует образ будущего. При этом если общество ещё не осознало, что у него нет никакого будущего, то до момента его прозрения может наблюдаться кратковременная энергетизация - например, в перестройку.
Без "энергетизации" подавленность общества окутала Веймарскую Германию, после поражения в Первой мировой войне.
А что сегодня происходит с нашим обществом?
У нас есть образ будущего? Не буду углубляться в последний вопрос. Продолжу по теме.
В 1969 году в США вышла книга американского психолога и психотерапевта Ролло Мэя «Любовь и воля».
Автор - один из основателей гуманистической психологии, лидер ее экзистенциалистской ветви - характеризовал современную ему эпоху (то есть 1960-е) как «эпоху радикальных перемен», когда «рушатся старые мифы и символы, в которых мы привыкли искать опору». И утверждал, что любовь и воля, на которые человек всегда опирался в трудных ситуациях, вдруг стали проблемой.
Мэй говорит о том, что произошла замена любви на "голый" секс. А поиск смысла любви ушел в плоскость таких вопросов как "статистика и техника секса".
Что касается воли, то:
Кто не рискует, тот не то, что шампанского пить не будет, он полноценно жить не сможет. Так как он не способен действовать.
Лао-Цзы: "Действовать - значит быть".
Статуя Великий Лао-Цзы
Получается формула:
Риск - Действие - Бытие.
Или:
Нет риска - нет действия - нет бытия.
Уточняем формулу:
Нет риска - нет действия/воздействия на других - апатия - насилие
Веймарская Германия (апатия) - Гитлеровская Германия (насилие)
Свою эпоху Мэй называет "шизоидной". Под этим термином он понимает неспособность чувствовать; боязнь близости; отчуждение.
ВАЖНО! Анализируя свой 25-летний опыт активной психотерапевтической практики, Мэй приходит к выводу, что пациенты выступают своего рода пророками:
Первым доказательством он приводит половые проблемы, которые Фрейд обнаружил за долго до Первой мировой войны.
Второе доказательство:
рост агрессивности, отмеченный у пациентов в начале тридцатых годов. Среди прочих на это обратила внимание еще Хорни, а как сознательный феномен это проявилось в нашем обществе десять лет спустя.
Третье доказательство: рост апатии, зафиксированный у своих пациентов в 50-е годы, в 60-е принял повальный характер.
Если главной проблемой пациентов Фрейда Мэй считает подавляемую энергию, то главную проблему своих современников он видит в неспособности чувствовать.
Как вы думаете, что Мэй в своей эпохе противопоставляет любви и воле?
Ответ:
Мэй разрушил все мои прежние представления! Оказывается, в нашу эпоху любви противостоит апатия, а воле - отстраненность, нежелание участвовать в важных событиях!
Еще интересно, что главной проблемой людей - в середине 20 века - является пустота. Порожденная «Чувством, что ты бессилен что-либо изменить в своей жизни или в окружающем мире. Внутренний вакуум - это конечный результат постепенно растущего убеждения человека в том, что он, как личность, не может руководить своей жизнью... не может изменить отношение к нему других людей или хоть как-то повлиять на окружающий мир. В итоге он погружается в глубокое отчаяние... И коль скоро его желания и чувства не имеют никакого значения, то он отказывается от желаний и чувств»
Продолжение в следующем посте.