Мы не видим реального человека

Mar 16, 2011 23:41

На занятии в Школе ёжиков в тумане было такое упражнение.
Прошло часа полтора активных занятий. Прошу каждого посмотреть внимательно на всех, присутствующих на занятии. Потом предлагаю повернуться спиной в круг, чтобы не видеть друг друга. Участники вытягивают листочки с именами присутствующих, и я даю задание описать внешность того человека, чьё имя написано на листочке. Нас 7 человек и большая часть присутствующих знакома друг с другом. 
И как вы думаете, каков результат?
Описание очень короткое. Описывают в основном одежду, при этом довольно неточно. При описании внешности участники не могут подобрать слова.
После этого мы поворачиваемся и уже глядя на человека, пробуем описать его внешность. Тут уже вступает страх того, как воспримут слова, а вдруг обидятся. Большинство описаний сразу воспринимаются как оценочные. Например, сказать, что у мужчины есть выступающий живот- значит обидеть его. Представляете, какая заданность стандартов! Я прошу не употреблять эпитеты "красивый", "симпатичный", "нравится", а просто подбирать описание - "круглый", "зелёный" и т.д. Это, оказывается, непросто.
Выводы из этого упражнения такие: -
  • Мы видим человека в определённом образе, может быть, увидели раньше, а потом перестаём смотреть на него свежим взглядом. МЫ НЕ ВИДИМ РЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, только проекцию в собственном мозгу. Как пример могу привести, что участник, описывая мою внешность, сказал, что на руках много колец, хотя на руках не было ни одного кольца. Был период, когда я очень любила носить кольца, и видимо, это запомнилось и впоследствии просто накладывается на реальность.
  • Мы очень невнимательны, наш мозг рассеяно блуждает. Мы не можем вспомнить, как выглядит человек, а берёмся делать предположения о его мыслях, эмоциях. Чаще всего мы опять же проецириуем на других собственные представления.
  • Мы очень зависимы от оценок окружающих, и боимся и сами услышать, и сказать другим то, что действительно видим - неровные зубы, короткие ноги (например). Даже в упражнении сложно отступить от определённых табу.
  • Мы воспринимаем не внешность как таковую, а упаковку - цвет одежды, форма одежды. И вы же понимаете, что если мы не видим внешность, то мы не можем говорить о том, какие эмоции испытывает человек.
И, наверное, итоговый вывод - мы отделены от реальности механистичностью своего восприятия.

Это может быть очень полезно - внимательно смотреть на человека, смотреть так, как будто впервые увидел, и как будто это очень интересное зрелище - как человек двигается, какие жесты делает, какого цвета глаз и масса других деталей. Так можно действительно УВИДЕТЬ.

В качестве домашнего задания "ёжикам" предложено описать подробно внешность трёх человек. Я тоже выполняю это упражнение. Описала двух, остался ещё один. И помимо того, что описываю, стараюсь очень внимательно смотреть на тех, с кем общаюсь. Даже такое простое действие позволяет гораздо лучше понять других. А если ещё научиться слушать! Тогда не нужны будут никакие "техники" общения. Техники всегда предполагают обобщение, подгонку под модель, без учёта деталей. (Пишу не голословно, и сама обучала техникам продаж:().

Попробуйте общаться с человеком, видя его, а не прокручивая в голове модели общения, или собственные слова, или необходимый результат. Как подготовительное упражнение - опишите внешность нескольких своих знакомых как можно более точно и детально.
-

школа ёжиков в тумане, наблюдения, тренируемся

Previous post Next post
Up