Валаам - крупнейший остров Ладожского озера, известный своим монастырём и великолепной северной природой. Один из самых лучших способов побывать на Валааме - совершить путешествие на большом круизном теплоходе: короткий трёхдневный круиз из Санкт-Петербурга или же более длительный круиз, помимо Валаама включающий в себя много интереснейших стоянок на Волге, а также реках и озёрах Северо-Запада. Стандартная экскурсионная программа на Валааме предполагает посещение Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. При этом поскольку монастырь находится от Большой Никоновской бухты (где швартуются круизные теплоходы) на противоположном конце острова, то в рамках классической программы на Валааме туристов везут в монастырь на катере, а обратный путь от монастыря до причала теплоходов интереснее всего пройти пешком через остров по Главной монастырской дороге, любуясь его чудесной природой. Это классика Валаама - и об этом можно подробно почитать у меня в журнале вот
здесь и
здесь. Помимо этого, на острове есть масса интереснейших нестандартных маршрутов - об этом сейчас и пойдёт речь. В сегодняшнем посте я расскажу об экскурсии на катере по внутренним водным путям Валаама и посещении острова Оборонный, одного из островов Валаамского архипелага. А затем будет отдельный пост о прогулке на скалистое побережье Валаама.
Экскурсию по внутренним водным путям и каналам Валаама проще всего взять у местных жителей, которые встречают круизные теплоходы у причала в Большой Никоновской бухте. На острове, помимо могущественного монастыря, есть и простой посёлок, где живут мирские жители. В нынешнем виде посёлок образовался после войны, когда Валаам в числе территории Ладожской Карелии, отошёл от Финляндии к СССР. В советское время монастырь на Валааме не действовал, а на острове были дом инвалидов, турбазы, музей-заповедник, лесхоз, дорожное управление, метеостанция. Обслуживанием всего этого и занимались жители посёлка. Существует посёлок и сегодня - правда по сравнению с советским временем население его существенно уменьшилось: сегодня в нём проживает в среднем около 300 человек. У многих жителей посёлка есть свои катера, и они предлагают туристам круизных судов частные экскурсии по внутренним проливам самого Валаама и шхерам Валаамского архипелага. На одну из таких экскурсий мы и отправились.
1. Катер отчаливает от борта круизного теплохода, ошвартованного в Большой Никоновской бухте, и направляется в обход острова к Монастырской бухте.
2. Никольский скит на одноимённом острове у входа в Монастырскую бухту.
3. Центральный причал Валаамского монастыря. Здесь останавливаются "Метеоры" из Сортавалы и кораблики, которыми возят в монастырь туристов больших круизных теплоходов.
4.
5. А мы минуем монастырские причалы и направляемся вглубь внутренних водных путей Валаама.
6.
7. Исторические наблюдения за уровнями воды.
8. Владимирский мост через узкую протоку, связывающую Монастырскую бухту с внутренними заливами Кукинский и Репа. Левый берег по ходу движения - остров Валаам, а правый - остров Скитский. А узкая протока, по которой мы движемся, называется Среднеостровским проливом и разделяет Валаам и Скитский остров.
9. Церковь и скит Александра Невского на берегу залива Кукинский. Это новый храм, построенный в 2007-2015 годах.
10. Далее с воды видна Смоленская церковь одноимённого скита у южной оконечности острова Скитский.
11. Заходим в залив Скитский, где делаем небольшую остановку, чтобы прогуляться до Скита Всех Святых
12. Дубравы
13. Часовня Крестных Страданий, построенная в 1842 году в эклектическом стиле.
Скит Всех Святых - первый из всех скитов по времени основания на Валааме. Считается, что на его месте, в трех километрах от главного монастыря, стояла уединённая келья Преподобного Александра Свирского. Нынешние корпуса братии были построены в 1842-1844 годах, а двухэтажный пятиглавый храм - в 1846 - 1849 годах в древнерусском стиле с чертами византийской и классической архитектуры.
14. Скит Всех Святых среди желтеющих осенних деревьев. Ворота были закрыты, и внутрь заглянуть не удалось.
15. Пройдём снаружи вдоль монашеских корпусов.
16. Продолжаем плавание. Красивые скалы в заливе Скитский.
17. Хитросплетениями узостей и внутренних проливов пробираемся среди берегов Валаама и окружающих его островов к широким просторам Ладоги.
18.
19. Домики и угодья местных.
20. Капитан нашего катера - местный старичок, всю жизнь проживающий на Валааме.
21. Поклонный крест.
22. Пробравшись внутренними проливами острова, снова оказываемся в Большой Никоновской бухте, у причала круизных теплоходов.
23. Несколько классических валаамских ракурсов в окрестностях пристани.
24.
25.
26.
27. Вознесенский скит расположен ближе всех к месту стоянки больших круизных теплоходов.
28. После небольшого отдыха и обеда на круизном теплоходе, снова садимся в маленькие катера и направляемся на остров Оборонный.
Остров Оборонный (он же - остров Сухой или по-фински Келисаари) располагается южнее Валаама и является частью архипелага Оборонных (Емельяновых) островов Валаамского архипелага. После распада Российской Империи остров Валаам и северо-западное побережье Ладожского озера отошли в состав получившей независимость Финляндии. Вскоре после этого финнами на этих островах архипелага были организованы сторожевой пост и станция морского дозора. Во время кровопролитной Советско-Финской войны 1939-1940 годов (закончившейся завоеванием Советским Союзом значительных приграничных территорий Финляндии и в том числе всего северо-западного побережья Ладоги) на Оборонном находились финские артиллерийские установки, но активных боевых действий на Валаамских островах не было. А с осени 1941 года по осень 1944 года Валаам снова занимали финские войска. До наших дней на Оборонном сохранилось большое количество финских укреплений, которые интересно посмотреть.
29. Карельская природа пасмурным осенним днём.
30.
31. Остатки заграждений из колючей проволоки.
32.
33. При финнах на Оборонном располагались два артиллерийских орудия калибром 152 мм. До наших дней сохранились орудийные дворики в рост человека, соединённые с подземными помещениями, где располагались погреб боезапаса и жилые помещения.
34.
35. Сарай для огромного прожектора диаметром 5-6 метров. Из этого сарая прожектор вывозили по специальной рельсовой дороге, следы которой просматриваются на земле и поныне.
36.
37.
38. Трёхэтажная бетонная башня управления огнём высотой 10 метров.
39. Наверх при определённой осторожности можно подняться.
40. На третьем этаже башни - узкая смотровая щель и круглый бетонный стол, а ещё выше - открытая смотровая площадка, где располагался дальномер.
41. В заключение - ещё пара фотографий великолепной карельской природы, чуть серой этим пасмурным сентябрьским днём.
42.
43. Возвращаемся в Большую Никоновскую бухту, где швартуются круизные теплоходы. Мы покидаем Валаам, но в рамках этого круиза ещё вернёмся сюда послезавтра - тогда и продолжим необычные прогулки по замечательному острову.
Речное путешествие из Москвы в Санкт-Петербург. К оглавлению >>>