Вологда - один из красивейших городов Русского Севера, столица огромного, достаточно малонаселённого но очень красивого края, протянувшегося с севера на юг на 300 километров, а с запада на восток - аж на 650 километров. Вологодская область - это и бескрайние северные леса, и полноводные реки, и индустрия Череповца, и Рыбинское водохранилище на Волге и Шексне, и Волго-Балтийский водный путь, и юг Онежского озера, и Великий Устюг в истоке Северной Двины, и древние Кирилло-Белозёрский и Ферапонтов монастыри, и много других памятников культуры Русского Севера. Сегодня мы побываем в самой Вологде. Но не совсем обычным способом, а в рамках речного круиза из Москвы в Санкт-Петербург по Волге и Волго-Балтийскому водному пути. Круизные суда нередко включают Вологду в свои экскурсионные программы - при этом круизный теплоход стоит в Горицах, Кузино или Шексне - туристических пристанях на Волго-Балтийском водном пути - а туристов везут в расположенную чуть в стороне Вологду на автобусе.
Вчера поздно вечером теплоход вошёл в Рыбинское водохранилище, образованное расположенными близ города Рыбинска плотинами на реках Волге и Шексне, и повернул с волжского судового хода на трассу, ведущую на север, в сторону Череповца. Более подробно про Рыбинское водохранилище, историю его возникновения и современное значение
можно почитать вот здесь.
1. За ночь теплоход пересекает Рыбинское водохранилище с юга на север, и следующее утро встречает в шлюзе Шекснинского гидроузла, одного из важнейших сооружений Волго-Балтийского водного пути. Шекснинская ГЭС подняла уровень в реке Шексне на 11 метров, причём в состав огромного водохранилища вошло и очень крупное Белое озеро, уровень которого поднялся на 2 метра, а объём воды увеличился вдвое. Шекснинское водохранилище обеспечивает судоходство на Волго-Балтийском канале - создаёт транзитный глубоководный путь по реке Шексне, Белому озеру, и далее водораздельному участку Волго-Балтийского канала, проходящего по углубленным и расширенным руслам рек Ковжи и Вытегры; обеспечивает необходимый подпор для питания шлюзов и гидроузлов Онежского склона Волго-Балта.
2. В составе Шекснинского гидроузла два параллельных судоходных шлюза - старый, открытый в 1964 году одновременно с открытием Волго-Балтийского водного пути, и более новый, построенный в 1980-1994 годах в связи со значительным ростом грузооборота по Волго-Балту. Мы совершили шлюзование в новой камере шлюза.
3. Парусник у Шекснинского гидроузла с верховой стороны.
Закончив шлюзование, теплоход останавливается у пристани посёлка Шексна, откуда туристов везут на автобусах в Вологду. Подробно про этот чудесный город мне врядли есть смысл писать. Ограничусь фотографиями исторического ядра, сделанными на центральной площади и с колокольни Софийского собора Вологодского кремля.
4. Вологодский кремль был основан как крепость в 1567 году по приказу Ивана Грозного. Сегодня крепостных стен и оборонительных сооружений как таковых не осталось, а на бывшей территории кремля до наших дней сохранились несколько других построек того же периода - Софийский собор, колокольня, Воскресенский собор и комплекс Архиерейского двора. На башню колокольни Софийского собора можно подняться - оттуда открываются красивые панорамы Вологды.
5. Вологда с высоты птичьего полёта. Сентябрь, начало "Золотой осени"... Красота! :))
6.
7.
8.
9. Церковь Александра Невского.
10. Скульптура "Девушка-муза".
11. Памятник уроженцу Вологды поэту К.Н. Батюшкову.
12. Церковь Иоанна Златоуста на противоположном берегу реки.
13. Вологда расположена по берегам одноимённой реки. Речка Вологда небольшая, но судоходная. Здесь есть крупная грузовая пристань и пассажирский речной вокзал. Сразу за городом река Вологда впадает в Сухону, крупную реку Русского Севера, левую составляющую Северной Двины. По Вологде и далее Сухоне проходит судоходный путь на Северную Двину и далее до Белого моря и Архангельска, кроме того, Сухона через Кубенское озеро и Северо-Двинский канал связана с Шексной и Волго-Балтийским каналом, одним из самых важных и оживлённых водных путей нашей страны.
По Северо-Двинскому каналу, Вологде, Сухоне, Северной Двине и рекам её бассейна ходят относительно небольшие суда, в основном небольшие баржи с лесом. До недавнего времени существовали и многодневные круизные маршруты - на теплоходе "Николай Яковлев". Это небольшое судно с малой осадкой совершало с туристами уникальные экспедиционные круизы из Вологды по Сухоне, Северной Двине, Вычегде (аж до Сыктывкара!), Северо-Двинскому каналу, мелководным обводным каналам Ладожского и Онежского озёр, Волхову, озеру Ильмень и рекам его бассейна. Всё это уникальные, потрясающе красивые и редкопосещаемые уголки Русского Севера! Об одном из отрезков таких маршрутов (от Великого Новгорода до Старой Руссы) можно почитать
у меня в журнале вот здесь. К сожалению, сегодня из-за нерентабельности этих круизов больше нет, и теплоход "Николай Яковлев" сейчас не работает.
14. Совершив прогулку по Вологде, на автобусе возвращаемся в посёлок Шексна, где у пристани нас ожидает большой круизный теплоход, следующий по маршруту Москва - Санкт-Петербург. Отправление от пристани Шексна на закате.
15. Сентябрь. Дождь прошёл. Осталась радуга.
16. Полуразрушенная Запогостская церковь. Построенная в 1802 году, в 1961 году она была затоплена водами Шекснинского водохранилища при строительстве Волго-Балтийского канала. Это фото 2011 года, а в 2013 году из-за размыва колокольня этой церкви обрушилась. На трассе Волго-Балтийского водного пути на Вологодчине есть и ещё одна похожая полузатопленная церковь - у села Крохино, неподалёку от истока Шексны из Белого озера.
17. Закат!
18.
Теплоход покидает пристань Шексна и продолжает путь по Волго-Балтийскому водному пути. За ночь мы пройдём Шекснинское водохранилище и пересечём Белое озеро. В следующем посте я более подробно расскажу о Волго-Балтийском водном пути как в широком, так и в более узком смысле, напишу о водораздельном участке Волго-Балтийского канала, Новинкинской лестнице шлюзов, при помощи которых крупные суда типа "река-море" спускаются к Онежскому озеру, а ещё покажу несколько фотографий города Вытегра, важного узла на трассе как старой Мариинской водной системы, так и нынешнего Волго-Балтийского водного пути. Следите за обновлениями! :))
Речное путешествие из Москвы в Петербург. К оглавлению >>>