Душанбе - Куляб. Река Вахш, крепость Хульбук, мавзолей Мир Саида Али Хамадани

May 21, 2017 15:04




Сегодня мы покидаем цветущий Душанбе и начинаем наш долгий 1500-километровый маршрут через Памир. Первая часть пути по дорогам Таджикистана - от Душанбе до Куляба, а дальше начнётся непосредственно Памирский тракт вдоль реки Пяндж и таджикско-афганской границы.



1. Через 60 километров после Душанбе трасса пересекает реку Вахш, правую составляющую Амударьи.




Считается, что Амударья начинается после слияния Пянджа и Вахша, но в сущности, основная составляющая Амударьи - это Пяндж (вдоль него мы далее поедем по Памирскому тракту), который в месте слияния несёт почти в семь раз больше воды и задаёт направление главной долины. И в этом смысле можно считать Пяндж просто названием верхнего течения Амударьи, а Вахш - её крупным притоком. Но Вахш при этом заслуживает не меньшего уважения. При относительно небольшой полноводности, это очень мощная бурная река, с большим уклоном русла, несущая воды через ущелья - идеальные условия дли гидроэнергетики! На Вахше построен каскад из семи действующих гидроэлектростанций (ещё две строятся), обеспечивающий энергией весь Таджикистан. Две крупнейшие ГЭС на Вахше - Нурекская, ставшая ударной всесоюзной стройкой и пущенная в эксплуатацию в 1972 году, и Рогунская (её строительство началось ещё в 1976 году, но было прервано с развалом Союза). Сейчас строительство Рогунской ГЭС (по мощности чуть большей, чем Нурекской) снова возобновлено, осенью 2016 года было перекрыто русло Вахша, и к 2018-2020 годам планируется постепенный ввод гидроагрегатов. После вывода Рогунской ГЭС на проектную мощность Таджикистан будет полностью обеспечен собственной дешёвой электроэнергией, а излишек электричества даже планируется продавать на экспорт.

2. В том месте, где федеральная трасса пересекает Вахш, делаем остановку. Чуть выше этого места по течению находится Нурекская ГЭС, а ниже по реке (в том месте, где мы остановились) начинается водохранилище Байпазинской ГЭС. Из-за подпора Байпазинской плотины Вахш здесь широк и скорее похож на озеро.




3.




4.




5. Трасса, по которой мы едем, связывает столицу Душанбе с Курган-Тюбе и Кулябом, главными городами юга Таджикистана. Как и многие другие дороги страны, она проходит через горы. Раньше тут были скальники и серпантины, но в последнее десятилетие через горные хребты были построены тоннели и сейчас это современная скоростная магистраль, по которой мчаться - одно удовольствие! Большинство новых тоннелей на федеральных дорогах Таджикистана были построены китайцами.




6. За тоннелем расположена смотровая площадка, откуда открывается невероятно красивый вид на Нурекское водохранилище, образованное огромной 300-метровой плотиной Нурекской ГЭС на реке Вахш. Невероятно красивое место!




7.




8.




9.




10.




11.




12. На смотровой площадке жарят шашлыки, предлагают угоститься пловом и прикупить какой-то местной травы, напоминающей по виду наш ревень. Сочные стебли этой травы имеют специфический, но довольно приятный вкус и якобы помогают от давления и придают бодрости при "горной болезни" на большой высоте.




13. За перевалом рельеф понижается - на смену горам приходят степи и холмы.




14.




15.




16. Цветущая степь и кишлак на заднем плане.




17. Остановка в живописном месте в районе Дангары (к слову, родины нынешнего президента Таджикистана Эмомали Рахмона). Здесь развилка трассы: одна дорога ведёт на Курган-Тюбе, а мы следуем по левой дороге - к Кулябу и далее на Памир.




18.




19. У обочины дороги всё ярче алеют маки.




20. Немного не доезжая Куляба делаем остановку у крепости Хульбук, древнего городища IX - X веков времён государства Сомонидов. Раскопки в этом месте начались после войны, в 50-х годах. Археологами были обнаружены остатки дворца, цитадели и других древних строений. Отлично сохранились фрагменты уникальных очистных сооружений, водопроводов и колодцев 1200-летней (!!!) давности. Площадь городища - более 70 гектаров, нынешний облик крепости был заново воссоздан в последние годы, но в стенах хорошо сохранилась древняя кладка, некоторые фрагменты которой специально оставили в первозданном виде.




21.




22.




23. Крепость Хульбук и невероятно красивые алые маки!




24.




25.




26.




27.




28.




29. Оказывается, здесь водятся черепахи.




30.




31. По периметру крепость окружают красивые розовые сады. Розы здесь нескольких сортов и каждый сорт обладает своим, особенным ароматом.




32.




33. Экскурсию по крепости нам провёл Абдулла Ходжаев, главный археолог цитадели, отдавший изучению и раскопкам крепости Хульбук более 30 лет жизни. Абдулла - очень интересный, увлекающийся человек, поражающий энергией и энтузиазмом, а ещё, о чём он с гордостью говорит, - офицер Советской Армии, воин-афганец.




34. Вскоре за крепостью - парадный въезд в город Куляб, крупный город в Хатлонской области Таджикистана. Население Куляба - чуть более 100 тысяч человек (а с окрестностями - более 300 тысяч).




35. Мы проехали Куляб по сути транзитом - пообедали в одной из кафешек, прошлись по центральной улице, по дороге осмотрев мавзолей Мир Саида Али Хамадани, персидского поэта, крупного мусульманского учёного, философа.




36.




37.




От Куляба начинается дорога на Памир - нам предстоит проехать ещё около 20 километров, преодолеть перевал, пограничный и военный посты, после чего мы спустимся в долину Пянджа, к линии Таджикско-Афганской границы, вдоль которой будем следовать несколько дней на протяжении почти 700 километров.

К оглавлению >>>

Памирский тракт, Таджикистан

Previous post Next post
Up