Я всегда, когда бываю в Москве стараюсь послушать передачу Сергея Асланяна "Экипаж" на радио "Столица ФМ" (раньше это станция "Финам ФМ"). Очень нравится его слог, язвительность и фантастические по глубине познания в мире автомобилей. Человек без подсказок и без Гугла по марке автомобиля и году производства выдает на память море подробностей: объем и тип двигателя, тип КП, страна производства и пр... Обычно его передача состоит из двух частей: первые полчаса он говорит о проблемах и вопросах, актуальных для всех автомобилистах, а вторые полчаса общается со слушателями, консультируя их по вопросам, связанным с автомобилями.
Но тут формат иной - весь час Сергей горит на темы, далекие от автомобильных. Говорит искренне, проникновенно.. и очень правильно..
Click to view
Добрый вечер. 9 мая закончилось. Георгиевские ленточки, давно уже ставшие элементом декора одежды, сумочек и автомобилей, остались на людях. А атмосфера, конечно же, и уважение к ветеранам уже закончились. И сегодня нормально, все спокойно после праздников отправились на работу. Поэтому в метро пожилым людям, естественно, никто не уступает место, потому что, с какой бы это стати: женщина, твой день - 8 Марта; ветеран, твой день - 9 Мая. 11 мая, 12 мая уже ничто не напоминает о празднике, ничто не напоминает о том, как мы три дня тому назад радостно отмечали, кто во что горазд, один из самых искренних и самых светлых праздников в календаре нашей страны.
Праздников у нас всего два: Новый Год и 9 Мая. И тот, и другой сопровождаются невероятными по длине каникулами, невероятным накалом страстей, под Новый Год в основном гастрономических, на 9 Мая - пафосных. А потом все очень быстро забывается. В преддверии вот этого 9 Мая, я поехал в Белоруссию, в такое большое белорусское путешествие. Я проехал по маршруту Минск, Хатынь, линия Сталина, Брестская крепость, Катынь - та самая Катынь, которая под Смоленском, и вернулся в Москву. Ну, меньше недели у меня это заняло. Мое поколение - оно воспитано на понимании Великой Отечественной войны, мы научились даже дифференцировать, где именно Вторая Мировая, а где Великая Отечественная. Некоторые из нас даже знают, какая по счету. Отечественных войн в истории нашей страны было три. Эта как раз третья, и, судя по всему, не последняя.
И мое поколение привыкло к тому, что это не однодневка, 9 Мая - это не день возложения цветов к ногам ветеранов, это череда событий, потихоньку начинающихся где-то, наверное, как раз после 8 Марта, когда телевизионные программы верстаются с таким расчетом, чтобы все больше и больше фильмов было о том, какова она, война. Потом потихонечку начинаются награждения. Вручение всяких передовиков соц. соревнования, подведение промежуточных итогов, награды, и, в итоге - парад. 9 Мая в основном была демонстрация. В этот раз мы удостоились невероятно оскорбительной ситуации, когда наш дон Рэба перепутал концерт с парадом, когда наш главковерх парад принимал сидя. А рядом с ним так же присели другие чиновники, официальные лица, в том числе министр обороны, принимавший парад своих войск в сидячем положении в партере, что в принципе недопустимо ни при каких обстоятельствах.
Британская королева, которой уже под сто лет - и та принимает парады стоя, прекрасно понимая, что в данный момент она является символом нации, ничуть ни меньшим, чем армия, которая идет перед ней. А наши этого не понимают. Они очень охотно и бодро стоят в роли подсвечников на другой государственный праздник под названием Пасха. И, совершенно не соизмеряя статус и уровень события, позволяют себе тихонечко сидеть и любоваться, как перед ними маршируют солдатики.
Я выехал в Белоруссию. Белоруссия от нас отличается тем, что там все то же самое, как у нас, только нет скотства. У нас скотство - это результат достижений последних, наверное, лет двенадцати. Мы пришли к тому, что скотство стало уже на уровне нормального контакта между незнакомыми и знакомыми людьми. В Белоруссии этого нет, в Белоруссии самое приятное то, что прогресс идет своим чередом. Ощущения очень многих, кто там никогда не был, что Белоруссия - это всегда такая легкая заштатная республика, бедная, несчастная. Ну, так уж и быть, при похлопывании старшего брата по плечу, более-менее как-то не протянувшая ноги.
На самом деле Белоруссия очень неплохо, очень динамично развивается. Она имеет точно такой же современный и, в том числе градостроительный облик Европы, к которому стремимся мы. Разница в том, что чище и светлее в ней. И вот на фоне этого, очень светлого состояния в целом Республики Беларусь, много дорог ведет в деревню Хатынь. Хороших асфальтированных дорог, много указателей. Даже когда не знаешь, как туда проехать, в конце концов, можно спросить и тебе расскажут: «Хатынь - это там».
И белорусы к Хатыни относятся не как к почетному месту, где достаточно побывать один раз - в Хатынь они едут постоянно и со многими людьми, с которыми я общался, разного возраста, в том числе достаточно молодыми, я, вступая с ними в дискуссию, говорил: «В Хатынь еду». Они говорят «Да, да. Я знаю, я там бываю». Не «бывал», «я там бываю». Это нормально. Для белорусов нормально ездить в Хатынь. Они приезжают туда сами. Туда нет экскурсионного маршрута, когда стоит зазывала и говорит: «В Хатынь. 100 рублей в Хатынь. Билетики быстренько. Час туда, час обратно». Нет. Хатынь - это место, которое понятно абсолютно любому жителю Белоруссии.
И в Хатыни мы бы, если бы подобное место хватило мозгов организовать на своей территории, непременно поставили там бы православный храм. Ну, у нас такая традиция. Типовые многоэтажки сменили типовые храмы, это непременно, потому что без храма как-то неудобно. Белорусы обошлись без этого, это место скорби не имеет никакой конфессиональной принадлежности. Конфессиональная принадлежность не подчеркивается ни в коем случае. Потому что в Хатыни уже не важно: кто, кем, как - важно, что именно произошло.
С 22 марта 1943 года в этой деревне не осталось жителей. Туда пришли каратели, согнали всех в сарай, колхозный сараюшко. Деревня маленькая - 26 домов, четыре колодца, собственно, вот и все, очень ограниченная территория. Они прошлись по каждому дому, всех оттуда забрали, всех согнали в сарай, обложили сеном, соломой, ну что нашли, поставили пулеметы, и подожгли. Когда люди попытались вырваться, их встретили огнем пулеметов, перебили всех. Те, кто не сгорел, тех убили. Чудом спаслось, из конкретно огня, несколько детей. Пара мальчишек. Один потому, что его накрыла мать собой. Другой убежал просто в порыве этой толпы, когда его пули на себя приняли женщины села. Он был ранен в ногу. Он упал в яму. 22 марта, снег. В сугробе лежал. К нему подошли два фашиста, два немца. Это важно, что два немца. Один из них вскинул автомат, навел на него. Они перекинулись между собой фразами на немецком языке и пожалели ребенка, они ушли. Остальных никто не пожалел.
В Хатыни, ну, мужиков-то, как таковых, не было, очень мало, в основном женщины и дети. Этот спецбатальон карателей заживо сжег детей - 75 детей, всего 149 человек, в основном матери и дети. И в музее Хатыни много документов по этому поводу. Музей такой же скорбный, с такой же светлой скорбью, и в нем, в том числе, материалы допросов свидетелей, выживших, где конкретно написано, что вот, например, тот же самый Антон Барановский - он даже по именам знал этих карателей, он знал их в лицо. То есть был даже какой-то, что называется момент общения, каратели не впервой туда заходили. Ну, вот здесь, в порыве спецоперации они эту всю деревню заживо сожгли, остались остовы от домов. И на сегодняшний день мемориал представляет собой старательно воссозданные фундаменты. Ну, некое подобие печной трубы, сверху колокол, очень скорбно отстукивающий свой ритм. Перерыв на новости.
Продолжение Есть еще вторая часть, ее можно послушать/посмотреть/почитать тут.Читать полностью:
http://finam.fm/archive-view/10262/