Нелюди атакуют: Тбилиси, 32 года назад

Apr 10, 2021 22:22


Сегодня, в тревожные для всего мира дни, когда Россия угрожает соседям, мы вспоминаем трагедию в Тбилиси 9 апреля 1989 года, положившую начало череде страшных событий, порожденных современной Российской империей. Сегодняшние российские генералы, жаждущие реванша, неотличимы от генерала Родионова, отдавшего приказ разогнать мирных жителей Тбилиси на проспекте Руставели.

image Click to view


Тбилиси-89: "Ночь саперных лопаток"

На рассвете 9 апреля 1989 года внутренние войска и десантники советской армии разогнали митинг сторонников независимости Грузии.



Многочисленные воспоминания очевидцев, публикуемые в интернете накануне печальной годовщины, звучат по-разному. Каждый сильнее чувствует свою боль.

Если ветеран 4-го мотострелкового полка дивизии Дзержинского описывает, как участники митинга "ожесточенно обкидывали камнями, если быть точным, кусками тротуарной плитки" его товарищей, то бывшему сержанту тбилисской милиции прежде всего запомнилось, что "солдаты избивали даже упавших на землю".

В докладе комиссии Съезда народных депутатов во главе с Анатолием Собчаком события изложены языком официального документа:

"Согласно решению, утвержденному руководителем операции генерал-полковником Родионовым И.Н., к 3.30 9 апреля на площади Ленина сосредоточились войска, на которые возлагалась задача вытеснения митингующих с площади перед Домом правительства и вдоль проспекта Руставели до площади Республики.

В 4.05 на проспекте Руставели в районе Дома правительства появились четыре БТР. Вслед за бронетехникой шли войсковые цепи, которые начали теснить митингующих как к Дому правительства, так и вдоль проспекта Руставели. При этом большая часть участников митинга, находящихся с левой стороны Дома правительства, продолжала оставаться на месте, невольно мешая свободному выходу теснимых с фронта людей. Возникла давка. Вытеснение митингующих превратилось фактически в окружение.

Применение с грубейшими нарушениями инструкций резиновых палок и отравляющих веществ, использование в разгоне демонстрантов малых пехотных лопаток обернулось жестокой расправой над советскими людьми".

Чего требовали митингующие?

"Саперной лопаткой" в армии вообще-то называется лопата с длинным, 110-сантиметровым черенком, а то, чем пользовались десантники на проспекте Руставели, официально именуется "малой пехотной лопаткой". Тем не менее, термин "ночь саперных лопаток" прочно вошел в историю.

Впервые после Новочеркасска в СССР произошло масштабное столкновение народа с вооруженной силой государства.

Впервые за всю советскую историю случившееся сделалось предметом публичного обсуждения и открытого разбирательства.

Справедливости ради, надо заметить, что лозунги митингующих были отнюдь не демократическими. Они требовали не гражданских свобод, а, прежде всего, упразднения абхазской автономии. Недовольство Москвой было связано с тем, что та не позволяла Грузии "разобраться" с собственной непокорной провинцией.

Однако столичная публика мало интересовалась нюансами межнациональных отношений на Кавказе. Страсти кипели из-за иного: имеет ли государство право силой давить несогласных? Могут ли подобные решения приниматься келейно?

Возможна ли "ночь саперных лопаток" и в Москве?

Ход событий

Все началось с митинга 18 марта в селе Лыхны в Абхазии, на котором местные жители потребовали выхода из Грузии и вхождения в состав РСФСР.

4 апреля в Тбилиси начался бессрочный митинг, организованный полуподпольными оппозиционными объединениями во главе с будущим президентом Грузии Звиадом Гамсахурдия, Мерабом Коставой, Ираклием Церетели и Георгием Чантурия.

В прямой диалог с оппозицией власти республики не вступали, а переданное по радио обращение митингующих не удовлетворило. В толпе распространялись слухи, что "акция абхазских сепаратистов санкционирована Москвой".

6 апреля на площади появились лозунги: "Долой коммунистический режим!", "Долой русский империализм!", "СССР - тюрьма народов!", "Долой Советскую власть!". Свыше ста человек объявили голодовку.

Вместе с тем, как сказано в докладе "комиссии Собчака" II съезду народных депутатов СССР, "в ходе расследования не было получено каких-либо доказательств о реальных попытках захвата власти, не выявлено ни одного случая насилия или покушения по политическим мотивам в отношении работников советских и партийных органов, коммунистов либо граждан негрузинской национальности".

Как принимались решения в СССР

В 20 часов 35 минут 7 апреля в ЦК КПСС за подписью первого секретаря ЦК Компартии Грузии Джумбера Патиашвили была направлена телеграмма, подготовленная вторым секретарем республиканского ЦК Борисом Никольским, с просьбой направить в Тбилиси дополнительные силы МВД и Минобороны.

В тот же день, несмотря на поздний час, в Москве состоялось совещание под председательством Егора Лигачева, на котором просьбу решили удовлетворить.

Протокола не велось, и никаких письменных документов не появилось. Министр обороны Дмитрий Язов и замминистра внутренних дел Иван Шилов отдали соответствующие приказы как бы по собственной инициативе.

Патиашвили по телефону предложили "принимать решения совместно с командованием Закавказского военного округа, исходя из сложившейся обстановки".

Около 11 вечера 7 апреля в Москву из зарубежной поездки прилетел Михаил Горбачев. Заслушав помощников, он предложил послать в Тбилиси чрезвычайных эмиссаров Центра - члена политбюро Эдуарда Шеварднадзе и секретаря ЦК Георгия Разумовского.

На следующий день на Старой площади состоялось второе совещание, на котором не было ни Горбачева, ни Лигачева, уехавшего в отпуск. Во время совещания Шеварднадзе связался с Патиашвили, который доложил, что обстановка стабилизируется, и в приезде московских представителей необходимости нет.

Впоследствии Шеварднадзе не раз публично сожалел о том, что послушал Патиашвили, и выражал уверенность, что его присутствие в Тбилиси предотвратило бы трагедию.

9 апреля объявлено в Грузии государственным праздником - Днем национального единства.

Комиссия из 24 человек во главе с Анатолием Собчаком, учрежденная на I съезде народных депутатов СССР, изучила массу документов и опросила сотни свидетелей, включая членов политбюро Лигачева, Чебрикова, Шеварднадзе и Язова. Допросить Горбачева члены комиссии не смогли или не решились.

В выводах, представленных II съезду депутатов в декабре 1989 года, комиссия сочла применение силы избыточным, а политические средства урегулирования конфликта - далеко не исчерпанными.

Согласно докладу, жертвы возникли из-за плохого планирования операции. Прежде всего, не были приняты в расчет многочисленность митингующих и то, что большинство выходов с площади были забаррикадированы, что вызвало давку и панику.

Кроме того, по мнению комиссии, не было необходимости привлекать к операции десантников, обученных воевать с противником, а не поддерживать общественный порядок.

Грузинская сторона и правозащитники считают основной причиной гибели людей настроение войск не только и не столько удалить митингующих с площади, сколько проучить их.

После кончины Собчака на месте трагедии был установлен его бюст, а одна из улиц Тбилиси переименована в его честь.

В противовес выводам комиссии Генпрокуратура СССР провела собственное расследование, целиком возложив вину на организаторов и участников митинга.

Прокурорский отчет, в частности, содержит утверждения, что грузинская оппозиция планировала на 9 апреля абхазский и осетинский погром, а на 14-е - силовой захват власти в республике, что участники митинга оказали "ожесточенное вооруженное сопротивление" (хотя несколькими строками ниже говорится, что их "оружием" были камни, палки от разломанных скамеек и штакетников и кулаки), и что "гр. Квасролиашвили погиб в результате собственных противоправных действий при падении на асфальт во время нападения на военнослужащих".

Против Гамсахурдии, Коставы, Церетели и Чантурии прокуратура Грузии возбудила уголовное дело, однако 5 февраля 1990 года оно было прекращено "ввиду изменения обстановки" (в отношении Коставы - в связи с его смертью).

Игорь Родионов уже в новой России получил четвертую генеральскую звезду, а уйдя в отставку, избирался депутатом Госдумы от блока "Родина". В газетных интервью он полностью оправдывает свои действия и утверждает, что "при Ельцине Россией управляла Америка" (что не помешало ему в 1996-1997 годах занимать пост министра обороны).

Джумбер Патиашвили сразу после трагических событий добровольно подал в отставку - случай для советской номенклатуры редчайший. Живет в Грузии. В 2000 году баллотировался в президенты, затем избирался депутатом парламента. Возглавляет партию "Ертоба" ("Единство"). Поддержал "революцию роз", вероятно, из-за натянутых отношений с бывшим президентом Шеварднадзе.

Артем Кречетников

Previous post Next post
Up